Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Новое в законодательстве 22.05.2023 - 26.05.2023

29 мая 2023 года

88

В настоящее время в федеральное законодательство внесен ряд изменений, в частности, в 2023 - 2039 годах на территории РФ будет проводиться эксперимент по внедрению экспериментальных образовательных программ профессионального образования «Исполнительское искусство» по различным уровням образования в Академии исполнительского искусства; актуализированы правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии и др.

В настоящее время в федеральное законодательство внесен ряд изменений, в частности, в 2023 - 2039 годах на территории РФ будет проводиться эксперимент по внедрению экспериментальных образовательных программ профессионального образования «Исполнительское искусство» по различным уровням образования в Академии исполнительского искусства; актуализированы правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии; обновлен порядок перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в другие образовательные организации и др.   

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

1. Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 № 794 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению экспериментальных образовательных программ профессионального образования «Исполнительское искусство»

В 2023 - 2039 годах на территории РФ будет проводиться эксперимент по внедрению экспериментальных образовательных программ профессионального образования «Исполнительское искусство» по различным уровням образования в Академии исполнительского искусства.

Эксперимент проводится в целях обеспечения модернизации и инновационного развития системы подготовки творческих кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда путем реализации экспериментальных образовательных программ в очной форме.

Полный курс обучения по экспериментальным образовательным программам, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 16 лет, в том числе: по уровню высшего образования - 5 лет, по уровню среднего профессионального образования (с интеграцией по уровню основного общего и среднего общего образования) - 7 лет, по уровню начального общего образования (для профессиональных образовательных организаций) - 4 года.

Прием на обучение по экспериментальным образовательным программам проводится Академией в соответствии с законодательством РФ. Участниками эксперимента являются обучающиеся, осваивающие экспериментальные образовательные программы в Академии, и работники Академии.

2. Приказ Минтруда России от 26.04.2023 № 341н «Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии»

Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2023 № 73485.

Актуализированы правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Правила определяют порядок подачи заявления об отказе, порядок его рассмотрения территориальным органом социального фонда России и процедуру отзыва средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и дохода от их инвестирования.

Действие настоящих Правил распространяется на женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, а также женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, которые направили средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 11 марта 2016 г. № 100н, которым утверждены правила, регулирующие аналогичные правоотношения, с внесенными в него изменениями.

3. Приказ Минпросвещения России от 12.04.2023 № 262 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или прекращения действия государственной аккредитации в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования»

Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2023 № 73393.

Обновлен порядок перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в другие образовательные организации.

Установлены особенности перевода обучающихся в случае прекращения деятельности образовательной организации, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, прекращения действия государственной аккредитации.

Признан утратившим силу приказ Минпросвещения от 26 августа 2021 г. № 604.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года.

4. Приказ Минтруда России от 19.04.2023 № 314н «Об утверждении Порядка оказания Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи застрахованному лицу или лицу, имеющему право на получение страхового обеспечения»

Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2023 № 73394.

Определен порядок оказания Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации бесплатной помощи лицам, имеющим право на получение страхового обеспечения.  

Бесплатная помощь оказывается заявителю в целях получения пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, в случаях, когда, например, невозможно установить фактическое место нахождения страхователя, или им прекращена деятельность, или на его счетах недостаточно денежных средств. Бесплатная помощь оказывается в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также в виде представления интересов заявителя в судах.

Определен перечень документов, прилагаемых к заявлению об оказании бесплатной помощи, порядок и сроки рассмотрения документов, порядок уведомления заявителя и прочее.

Признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 18.10.2021 № 726н, которым утвержден порядок, регулирующий аналогичные правоотношения.

5. Приказ Минтруда России от 20.04.2023 № 316н «Об утверждении особенностей организации и проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий»

Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2023 № 73373.

Установлены особенности организации и проведения медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий для признания лица инвалидом.

Медико-социальная экспертиза проводится дистанционно посредством использования информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие между собой специалистов бюро, главного бюро, Федерального бюро, а также взаимодействие специалистов главного бюро, Федерального бюро с гражданином (его законным или уполномоченным представителем), в том числе посредством Единого портала госуслуг.

Она проводится в указанном формате для дачи консультаций по направлению бюро (главного бюро) в рамках программы дополнительного обследования гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий ведутся аудио- и видеозаписи.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 июня 2023 года.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2023 № 26-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации и ряда положений статей 42, 45, 145, 146 и 222 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан М.В. Золотаревой и В.В. Фроловой»

Конституционный Суд указал на необходимость признания потерпевшим несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления, независимо от способа такого вовлечения.

По смыслу статьи 150 УК РФ несовершеннолетний, вовлекаемый в совершение преступления любым способом, в том числе не связанным с применением к нему физического или психического принуждения, во всяком случае становится жертвой самостоятельного преступного посягательства со стороны взрослого, оказываясь под его пагубным влиянием, способным сформировать ложное представление о допустимости противозаконного поведения, пренебрежительного или негативного отношения к правам и свободам других лиц, к ценностям общества и государства.

Конституционным Судом отмечено, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В случае возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления констатируется наличие признаков пагубного влияния на его нравственность и признаков причинения вреда достоинству его личности и морального вреда. Вредные последствия в виде физического, имущественного, морального вреда возникают с момента их причинения конкретному лицу, и оно является потерпевшим в силу самого факта причинения ему вреда. Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется решением дознавателя, следователя или суда, но не формируется им.

Для реализации всей полноты процессуальных возможностей потерпевшего требуется официальное придание лицу такого статуса. Правоприменитель, выяснив, что лицу преступлением причинен вред, обязан незамедлительно оформить данный факт постановлением о признании его потерпевшим. Иное лишило бы потерпевшего возможности отстаивать свои права и законные интересы и ограничило бы его доступ к правосудию.

Таким образом, часть четвертая статьи 150 УК РФ и часть первая статьи 42 УПК РФ предполагают признание лица потерпевшим по возбужденному уголовному делу о его вовлечении в период несовершеннолетия в совершение преступления независимо от способа такого вовлечения. Обеспечение же участия данного лица в производстве по уголовному делу в качестве свидетеля не может компенсировать отказ в признании его потерпевшим.

7. Письмо ФНС России от 23.05.2023 № КВ-4-14/6430@ «О документах, удостоверяющих гражданство РФ детей до 14 лет, проживающих в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях»

Даны разъяснения о документах, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации у детей, не достигших 14-летнего возраста, проживающих на территориях новых субъектов Российской Федерации.

Сообщается, в частности, что для целей постановки на учет в налоговом органе ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, наличие у такого ребенка российского гражданства может удостоверяться путем проставления органом МВД России соответствующей отметки в его свидетельство о рождении, выданное полномочным органом ДНР, ЛНР, Украины (нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданный полномочным органом иностранного государства), либо паспортом гражданина РФ его родителя, в который внесены сведения о ребенке, либо свидетельством о рождении с внесенными в него данными о российском гражданстве его родителей (родителя) при условии выдачи такого свидетельства на территории РФ (без необходимости проставления в него отметки).

8. Письмо Минпросвещения России от 04.04.2023 № 07-1780 «О методических рекомендациях»

ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» дополнены методические рекомендации по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка.

Рекомендации содержат разъяснения, рекомендации, советы по применению законодательства РФ и размещены в сети «Интернет» по ссылке: https://frcopeca.ru/methodical-materials/.

9. Письмо Минпросвещения России от 11.04.2023 № ТВ-784/03 «О направлении письма»

Направлены информационно-методические материалы по организации профилактической работы в школах и колледжах по вопросам предотвращения распространения идеологического воздействия террористических течений на обучающихся.

Документ предназначен для должностных лиц, ответственных за проведение профилактической работы в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также в профессиональных образовательных организациях.

Приводятся, в частности, алгоритм выстраивания общей системы профилактической работы, общие рекомендации по организации профилактических мероприятий, форматы проведения профилактических мероприятий в рамках учебного процесса и воспитательных мероприятий.

Отмечено, что деятельность по профилактике распространения идеологии терроризма в рамках образовательной организации рекомендуется включать в рабочую программу воспитания образовательных организаций и календарный план воспитательной работы.

10. Письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 № ДГ-617/05 «О направлении информации»

Подготовлены методические рекомендации по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6 - 11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов РФ.

Методические рекомендации включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Приведены различные форматы профориентационной работы.

11. Письмо Минобрнауки России от 19.05.2023 № МН-18/824-АО «Об установлении стоимости платных образовательных услуг»

Разъяснены особенности установления стоимости платных образовательных услуг вузами, расположенными на территориях новых субъектов РФ.

В письме даны разъяснения по вопросам: установления стоимости платных образовательных услуг организациями для поступающих на 1-й курс; установления стоимости платных образовательных услуг для обучающихся на 2-м и последующих курсах; возможности предоставления образовательными организациями высшего образования скидок на обучение; стоимости платных образовательных услуг для обучающихся, находящихся в академическом отпуске; об осуществлении контроля за стоимостью платных образовательных услуг.

В частности, сообщается, что на госрегистрацию в Минюст направлен приказ Минобрнауки, которым закрепляется, что для учреждений, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в 2023 - 2024 годах размер платы за оказание платных услуг в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже установленной стоимости обучения в отношении контингента, принятого на обучение в 2022/23 учебном году, определенных в том числе с учетом формы обучения.

Начиная с 2025 года размер платы в расчете на единицу оказания платных образовательных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной государственной услуги в отношении контингента, принимаемого на обучение на соответствующий учебный год.

 

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

 

1. Проект Федерального закона № 1216032-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (текст ко второму чтению)

Ко второму чтению подготовлен законопроект, устанавливающий административную ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными.

КоАП РФ предлагается дополнить новыми статьями, предусматривающими ответственность за: несоблюдение требований к содержанию животных; несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных; несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Так, в частности, за жестокое обращение с животными, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, законопроектом предусматривается наказание в виде административного штрафа: для граждан - в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей; для должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Нарушение требований законодательства в области обращения с животными, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан либо имуществу, повлечет административный штраф для граждан в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Предусмотрено, что в указанном случае административная ответственность не будет применяться к владельцу животного, если нарушение допущено в результате действий (бездействия) иного лица, осуществляющего либо обязанного по поручению владельца осуществлять непосредственный надзор за животным, а также в случае, если животное выбыло из владения лица в результате противоправных действий других лиц.