Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Ребятам важно дать чувство опоры и уверенности в будущем – Мария Львова-Белова о психологической помощи детям из зон боевых действий

3 октября 2022 года

701

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой состоялся круглый стол по вопросам работы с детьми, имеющими опыт проживания в зоне военных действий. Эксперты обсудили важные аспекты оказания медицинской, психологической, социальной и иных видов помощи несовершеннолетним и их семьям.

Участие в заседании в очном и дистанционном формате приняли представители профильных департаментов Министерства просвещения России, руководители и специалисты государственных и общественных организаций, работающих в области адаптации, социализации и реабилитации детей, ученые, педагоги, психологи, а также сотрудники аппарата детского омбудсмена и региональные уполномоченные по правам ребенка.

Мария Львова-Белова в своем выступлении подчеркнула особую актуальность поднятой темы, отметив, что она хорошо знакома институту детских омбудсменов. С 2018 года по поручению Президента России Уполномоченный занимается репатриацией детей из Сирии и Ирака. Кроме того, с 2014 года коллеги из регионов активно участвуют в оказании поддержки детям и их семьям, эвакуированным с Донбасса, а в феврале 2022 года эта работа усилилась. «Институт омбудсменов буквально стоял на передовой: встречали, размещали, занимались адресной помощью, и до сих пор уполномоченные сопровождают всех детей, которые прибыли к нам на территории», – рассказала детский омбудсмен.

Уполномоченный назвала несколько направлений, на которые, по ее мнению, следует обратить особое внимание. Так, остро стоят вопросы психологической поддержки несовершеннолетних: «Мы проводили интеграционную смену для подростков Донбасса, и у детей был колоссальный запрос на психологическое консультирование. 400 психологических сессий было проведено нашими психологами. Это действительно серьезный вызов, с которым надо работать».

Следующее направление – социальная и социокультурная реабилитация. Омбудсмен отметила, что необходимо не только помочь детям адаптироваться к обществу, но и самому обществу адаптироваться к ним: «Прежде всего, это касается школьных и студенческих коллективов. Также важна уважительная позиция взрослых – воспитателей, учителей, вожатых».

Особую «зону риска» Уполномоченный видит в обеспечении образовательных потребностей детей. Это связано как с серьезными пробелами в знаниях, так и с полным их отсутствием, что в большей степени касается несовершеннолетних, репатриированных из Сирии и Ирака. В связи с этим Мария Львова-Белова  призвала к поиску новых, более эффективных форм работы.

Также детский омбудсмен представила участникам встречи недавно созданный при поддержке Президента России Федеральный центр развития программ социализации подростков, который в том числе будет заниматься обозначенными направлениями. «Его задача – стать методическим центром. Это поддержка и распространение существующих практик, поиск и разработка новых, формирование экспертного сообщества, обучение специалистов», – сказала она, призвав коллег развивать сотрудничество с новой структурой.

Подробно о работе по поддержке детей и подростков Донбасса рассказал советник аппарата Уполномоченного Алексей Петров, курирующий это направление. В рамках социальной реабилитации несовершеннолетних, переживших военные действия, в апреле для подростков Мариуполя были проведены тренинги, мастер-классы, спортивные игры и другие активности. Они охватили 55 ребят в возрасте 15-17 лет. Подростки подтвердили, что для них такое общение было ценным.

Следующим, более масштабным, шагом стала лагерная смена «Послезавтра» в Краснодарском крае. В ней приняли участие уже 170 детей из Донецкой Народной Республики и 30 – из детских общественных советов при уполномоченных в регионах. Программа длилась 21 день и включала в себя четыре трека: психологический, образовательный, культурно-просветительский и развлекательный. В октябре пройдут еще две такие смены, каждая из которых примет по 200 подростков. 

В ходе встречи эксперты обменялись опытом своей работы по обсуждаемым темам, представили практики, которые реализуются в настоящее время в регионах, внесли предложения по совершенствованию этой деятельности.

Так, представители ГБУ Московской области «Центр инноваций социальной сферы» – заместитель директора организации Наталья Альшанова и педагог-психолог Мария Бельченко – рассказали о реабилитационной работе с детьми и их семьями, прибывающими на территорию региона. Особое внимание они уделили анализу психологических особенностей несовершеннолетних, эвакуированных из зон боевых действий. По словам экспертов, у многих ребят диагностируются психосоматические расстройства, депрессия, для старших свойственен кризис идентичности.

Также выступающие в качестве проблемы отметили, что нередко подростки в больших семейных группах, оставшихся без попечения родителей, принимают на себя функции значимого взрослого, что затрудняет взаимодействие специалистов с младшими детьми, а для самого подростка из-за повышенной ответственности это становится дополнительной психологической нагрузкой.

Об оказании специализированной психиатрической помощи детям рассказал заместитель директора ГБУ Калужской области «Содействие» по социально-реабилитационной работе, доцент медицинского института КГУ им. К.Э. Циолковского Михаил Аршанский. Он призвал в процессе реабилитации несовершеннолетних придерживаться мультидисциплинарного подхода, который предполагает привлечение специалистов разного профиля. Эксперт считает, что нередко роль психиатра в этой работе недооценивается, что приводит к пробелам в диагностике состояния ребенка. Он предложил повышать квалификацию работников в ПВР, развивать межведомственное взаимодействие в вопросах реабилитации детей и их семей, а также призвал родителей не бояться прибегать к поддержке специалистов. «Помощь ребенку обязательно идет через помощь родителям, родитель должен быть в ресурсе», – уверен эксперт.

Основным регионом, через который с 2014 года в Россию было эвакуировано самое большое количество людей, стала Ростовская область. Ее опытом поделилась заместитель директора ГБУ Ростовской области Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Елена Гапченко. Она рассказала, как проходит интеграция в образование детей из семей вынужденных переселенцев. Эксперт заметила, что это процесс двусторонний – важно, чтобы адаптация проходила максимально безболезненно как для приезжающих детей, так и для школьных коллективов, которые их принимают. По ее словам, за последние годы регион наработал существенную методическую базу по вопросам социализации и интеграции и готов делиться наработками.

Уполномоченный по правам ребенка Республики Дагестан Марина Ежова представила коллегам опыт региона по социальной адаптации детей, репатриированных из зон боевых действий Сирии и Ирака. Она заметила, что их реабилитация немногим отличается от работы с детьми Донбасса. Омбудсмен продемонстрировала участникам совещания разработанные в регионе подробные методические рекомендации и программы пошаговой социализации детей.

Практикующий детский реабилитационный педагог-психолог, руководитель Просветительской миссии в Сирии и на Донбассе 2021-2022 годов Вера Вайиман на примере реальных случаев поделилась, как детям и подросткам, находящимся в шоковом и постшоковом состоянии, оказывается психологическая помощь в обучении и усвоении знаний. А кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования ФГБОУ Московского государственного психолого-педагогический университета Ольга Павлова остановилась на психологической работе по профилактике экстремизма и радикализации среди детей, прибывших из зон боевых действий в Сирийской Арабской Республике и Республике Ирак.

Мария Львова-Белова поблагодарила коллег за предметный разговор и подчеркнула, что все предложения будут изучены, консолидированы и учтены в дальнейшей работе.