Мария Львова-Белова: будет подготовлен комплекс мер по развитию социального театра в России
6 декабря 2022 года
266
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова открыла Всероссийский фестиваль практиков социальных театров «Мастер-форум», который проходит в Калуге с 6 по 7 декабря.
Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка при участии Министерства культуры России, а также Правительства Калужской области организовал первый Всероссийский фестиваль практиков социальных театров «Мастер-форум». Участие в событии принимают более тысячи человек из 79 регионов России: специалисты социального театра, представители государственных учреждений и некоммерческих организаций, подростки.
Открывая форум, Мария Львова-Белова отметила, что социальный театр и театральная педагогика имеют большой потенциал в работе с детьми и подростками. «Театральное творчество – благоприятная среда для социализации, инклюзии, да и просто повышения психологического благополучия ребят. Но наша с вами задача – в том, чтобы эти технологии и инструменты стали достоянием специалистов, работающих с детьми», – сказала детский омбудсмен.
По словам Уполномоченного, социальный театр позволяет выстроить диалог с детьми, которым особенно нужны поддержка и внимание: это сироты, инвалиды, дети, состоящие на профилактическом учете, дети, пережившие насилие. Социальный театр помогает им посмотреть на свои внутренние переживания по-другому, впитать иные модели поведения, сформировать образ самого себя.
Предложения, полученные в ходе обсуждений на фестивале, будут направлены в профильные министерства для дальнейшей проработки и возможного внедрения. «Моя задача – найти ресурсы, в том числе финансовые, для развития социального театра. Методические рекомендации, которые здесь будут выработаны, направим в Министерство культуры, Министерство просвещения, потому что понимаем, что социальный театр – это комплекс, в который входит и инклюзивный, семейный и школьный театры», – отметила детский омбудсмен.
Театр является одним из действенных способов воспитания, заявил актер театра и кино, художественный руководитель Московского художественного театра им. А. П. Чехова Константин Хабенский. «Театр – это общение в игровой форме, поэтому это никак лучше применяется для воспитания, образования, взаимодействия и дальнейшего сотрудничества с молодым поколением. Театр, в широком понимании этого слова, это момент общения, момент взросления, момент воспитания человека», – сказал он.
По мнению Константина Хабенского, в театральных пространствах должны готовить не актеров, а творческих людей с набором навыков, которые помогут в дальнейшей жизни. «Школьные театры, театральные кружки зачастую наносят травмы детям, которые приходят в это пространство. Потому что дети становятся исполнителями, а не сочинителями. Нужно немного перекрутить прицел и предложить молодому человеку, который пришел к тебе сочинять вместе, сочинять на заданную тему», – отметил артист.
На фестивале разговор коснулся и создания доступной среды в театре. Об этом говорила актриса театра и кино, тифлокомментатор высшей категории Ирина Безрукова. По ее словам, прорыв в этом направлении был сделан Московским Губернским театром, именно там впервые в стране спектакль был озвучен тифлокомментатором тотально слепым зрителям. «Теперь у нас есть опыт, мы им делимся, я преподаю в институте «Реакомп», откуда выпускаются тифлокомментаторы. Мария Алексеевна помогает нам продвинуть профессиональный стандарт, потому что профессия есть, она востребована во многих театрах. Моя мечта, чтобы в каждом месте был тифлокомментатор, потому что незрячие дети и взрослые есть везде. Искусство должно стать доступным для всех», – сообщила Ирина Безрукова.
Социальный театр набирает популярность и как направление профессиональной подготовки. ГИТИС организует обучение по соответствующей магистерской программе. По словам ректора вуза Григория Заславского, выпускники курса востребованы на рынке труда. «Когда мы впервые запустили направление магистратуры по социальным театрам, для нас было очень важно соединение и равновесие между классическими театральными и педагогическими направлениями подготовки. Все, кто обучался, нашли работу, а, значит, мы готовим востребованных специалистов. Для нас это очень важно», – сказал он.
Уполномоченный по правам ребенка отметила, что в театральную деятельность в большей степени вовлечены девочки. Мария Львова-Белова призвала сделать театр более привлекательным для мальчиков подросткового возраста. «Ведь это реально интересно, просто нужно найти те формы, чтобы помочь подросткам сделать первый шаг», – сказала она.
В завершение пленарного заседания детский омбудсмен отметила возможность проведения спектаклей социальных театров на безвозмездной основе и вовлечения детей в такую форму благотворительности. «Понравилась тема благотворительности в этой связке. Все чаще понимаю, что тема волонтерства для детей актуальна. Эту составляющую обязательно нужно нам использовать», – сказала Мария Львова-Белова.