Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Участники Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка обсудили вопросы внедрения цифровой образовательной среды

20 февраля 2023 года

273

В Общественной палате РФ состоялось заседание рабочей группы по вопросам образования и духовного развития Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

Представители профильных министерств, эксперты общественного сектора, родительские сообщества, а также сотрудники аппарата Уполномоченного обменялись мнениями о цифровизации образования, об уровне защищенности персональных данных учеников и их родителей, а также о влиянии гаджетов на состояние здоровья детей. 

Открыла встречу руководитель рабочей группы по вопросам образования и духовного развития Общественного совета, руководитель центра образовательной политики общества «Царьград» Елена Хавченко. «В течение пяти лет Общественный совет работает и над этой темой. Накоплен богатейший экспертный материал в области применения цифровых технологий. Очень хорошо, что у нас есть возможность диалога с различными структурами государственной власти. Надеемся, что наши материалы будут полезны для работы», – сказала она. 

Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец отметил, что образование цифровизируется вслед за обществом. «Министерство просвещения не противоречит этому течению и хочет добиться синергетического эффекта, чтобы наша работа была не только планомерная, правильно выстроенная, но и отвечала веяниям времени. В рамках стратегии детской безопасности мы хотим все вопросы, связанные с защитой детей, в том числе и в цифровой среде, обеспечить в полной мере», – сообщил он.

По словам Андрея Горобца, защита персональных данных детей в цифровом образовательном пространстве – один из приоритетов работы министерства. «Мы активно участвуем в этой работе. Вышло изменение, которое обязывает обрабатывать персональные данные только в государственных информационных системах. Это большой шаг для того, чтобы персональные данные всех участников образовательных отношений находились под защитой», – отметил представитель Минпросвещения России. 

Замглавы Рособрнадзора Евгений Семченко рассказал участникам встречи, что ведомство применяет две информационные системы, где используются персональные данные: информационная система обеспечения проведения итоговой аттестации и федеральный реестр сведений о документах об образовании. «Эти данные защищены в соответствии со всеми действующими нормативно-правовыми и инструктивными материалами. В этом году Единый государственный экзамен будет проходить 23-й раз, включая период проведения эксперимента, и пока все проходит нормально», – сообщил он. 

Вопрос, с которым обращаются родители школьников к детскому омбудсмену – обоснованность требования школ о получении согласия на обработку персональных данных в случае получения образовательных услуг ребенком в образовательной организации, сказал советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Дмитрий Некоркин. Кроме того, родителей тревожит вопрос перевода образовательной деятельности в дистанционный формат. 

По мнению координатора Центра безопасного Интернета в России Урвана Парфентьева, родительское сообщество недостаточно осведомлено о преимуществах различных цифровых форм образования. Именно поэтому возникает стремление к стихийному отказу от цифровизации. При этом знание цифровых инструментов необходимо для любого специалиста, считает эксперт.

Представители Общественного движения «Родители Москвы» рассказали о поступающих в организацию жалобах со стороны родителей и выразили обеспокоенность возможностью компрометации персональных данных при использовании цифровой обработки сигналов в образовательных учреждениях.

Электромагнитная безопасность использования технического оборудования должна быть в приоритете у образовательных организаций, уверена старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН Наталья Хорсева. Она отметила, что для этого необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу.  «Предлагаем принять закон об электромагнитной безопасности, разработать специализированный СанПин для всех видов электромагнитного излучения, запретить использование WiFi в образовательных учреждениях, а также электронных учебников», – сообщила ученый.

Предложения, прозвучавшие на заседании, будут учтены при подготовке плана деятельности рабочей группы по вопросам образования и духовного развития на 2023 год, а также использованы в работе аппарата Уполномоченного.