Эксперты обсудили формирование позитивного информационного пространства для детей
13 апреля 2023 года
217
Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка инициировал круглый стол, посвященный актуализации традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. В обсуждении приняли участие представители общественного сектора, науки и образования, студенты.
Открывая дискуссию, заместитель начальника аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Владимир Хромов отметил актуальность выбранной темы: «Не секрет, что последние несколько десятилетий происходит размывание традиционных ценностей, это касается и отношений в семье, и отношений между полами, межпоколенческих отношений».
По словам доктора психологических наук, члена Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Лидии Матвеевой, 21 век – это век психологического оружия, а информационное пространство стало оказывать все большее влияние на формирование общественного мнения. Она представила результаты опроса, участие в котором приняли 755 человек от 14 до 35 лет. Участникам предлагалось оценить образ России, США и Китая как представителей восточной и западной цивилизаций по различным характеристикам. «По всем базовым категориям – сила и могущество, безопасность, миролюбие и визуальная привлекательность на лидирующий позициях образ США, потом Китай и на третьем месте Россия. А вот по духовности на первых позициях наша страна и Китай, а США на последнем месте», – отметила Лидия Матвеева.
При этом, Россия для современной молодежи представляет собой отдельную цивилизацию, которая включает в себя самобытные черты – факторы процветания, высокие показатели духовности и религиозности, уточнила она.
Способствовать актуализации традиционных духовно-нравственных ценностей может концепция ценностного ориентирования детей, считает доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Луиза Свич. «Мы должны инициировать разработку концепции ценностного ориентирования детей и молодежи, в которой будут представлены все возможности, средства и институты, начиная с семьи и детского сада и заканчивая вузом, трудовым коллективом, гражданским обществом, средствами массовой информации. Так как традиционные СМИ показывают большой индекс влияния и внимание к традиционным ценностям, очень бы хотелось, чтобы государство помогло этим газетам, программам», – сообщила она.
Доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитании при РАО Вера Абраменкова считает, что необходимо создавать больше позитивного детского контента и добрых кумиров для подрастающего поколения. «Дети находятся под впечатлением от жестоких персонажей мультфильмов или компьютерных игр, при этом они мало читают, в их сознании мало положительных кумиров. Происходит подмена и расчеловечивание мира и человека. В детском сознании в центре находится человек, и постоянное уничтожение человека, переворачивание ценностей – не может пройти бесследно», – рассказала доктор психологических наук.
Сократилось число семей, способных демонстрировать позитивные образцы социального поведения, сообщила руководитель психолого-педагогической службы Гимназии Святителя Василия Великого Любовь Струкова. «Происходит стремительное изменение в культуре родительства, полная гаджетизация детей, подмена понятий целей воспитания, малое количество многодетных семей. Все это ведет к разрушению базовых основ, начиная с дошкольного возраста. Происходит большое ослабление эмоционального контакта родителей с детьми. Стремительно падает процент родителей, которые читают детям на ночь. Сейчас этот показатель составляет около 5%», – уточнила она.
Формировать традиционные ценности необходимо не только в семье, но и в учебных заведениях. Такая деятельность должна системно протекать в рамках образовательного процесса, считает профессор МПГУ Михаил Гончаров. Он предложил выстроить систему воспитательной работы через блок предметов. «Значительную роль будут играть отечественная история, философия, культурология, а также комплекс психолого-педагогических дисциплин. Необходимо выстроить единую систему воспитательной работы через весь содержательный блок школьных предметов. Преподавание всех гуманитарных дисциплин должно быть построено таким образом, чтобы помимо интереса у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к самобытной российской культуре», – сказал профессор.
Все озвученные предложения участников круглого стола войдут в итоговую резолюцию встречи, будут проанализированы и использованы в дальнейшей работе команды Уполномоченного.