Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Эксперты обсудили формирование позитивного информационного пространства для детей

13 апреля 2023 года

217

Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка инициировал круглый стол, посвященный актуализации традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. В обсуждении приняли участие представители общественного сектора, науки и образования, студенты.

Открывая дискуссию, заместитель начальника аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Владимир Хромов отметил актуальность выбранной темы: «Не секрет, что последние несколько десятилетий происходит размывание традиционных ценностей, это касается и отношений в семье, и отношений между полами, межпоколенческих отношений».

По словам доктора психологических наук, члена Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Лидии Матвеевой, 21 век – это век психологического оружия, а информационное пространство стало оказывать все большее влияние на формирование общественного мнения. Она представила результаты опроса, участие в котором приняли 755 человек от 14 до 35 лет. Участникам предлагалось оценить образ России, США и Китая как представителей восточной и западной цивилизаций по различным характеристикам. «По всем базовым категориям – сила и могущество, безопасность, миролюбие и визуальная привлекательность на лидирующий позициях образ США, потом Китай и на третьем месте Россия. А вот по духовности на первых позициях наша страна и Китай, а США на последнем месте», – отметила Лидия Матвеева. 

При этом, Россия для современной молодежи представляет собой отдельную цивилизацию, которая включает в себя самобытные черты – факторы процветания, высокие показатели духовности и религиозности, уточнила она.

Способствовать актуализации традиционных духовно-нравственных ценностей может концепция ценностного ориентирования детей, считает доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Луиза Свич. «Мы должны инициировать разработку концепции ценностного ориентирования детей и молодежи, в которой будут представлены все возможности, средства и институты, начиная с семьи и детского сада и заканчивая вузом, трудовым коллективом, гражданским обществом, средствами массовой информации. Так как традиционные СМИ показывают большой индекс влияния и внимание к традиционным ценностям, очень бы хотелось, чтобы государство помогло этим газетам, программам», – сообщила она.

Доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитании при РАО Вера Абраменкова считает, что необходимо создавать больше позитивного детского контента и добрых кумиров для подрастающего поколения. «Дети находятся под впечатлением от жестоких персонажей мультфильмов или компьютерных игр, при этом они мало читают, в их сознании мало положительных кумиров. Происходит подмена и расчеловечивание мира и человека. В детском сознании в центре находится человек, и постоянное уничтожение человека, переворачивание ценностей – не может пройти бесследно», – рассказала доктор психологических наук. 

Сократилось число семей, способных демонстрировать позитивные образцы социального поведения, сообщила руководитель психолого-педагогической службы Гимназии Святителя Василия Великого Любовь Струкова. «Происходит стремительное изменение в культуре родительства, полная гаджетизация детей, подмена понятий целей воспитания, малое количество многодетных семей. Все это ведет к разрушению базовых основ, начиная с дошкольного возраста. Происходит большое ослабление эмоционального контакта родителей с детьми. Стремительно падает процент родителей, которые читают детям на ночь. Сейчас этот показатель составляет около 5%», – уточнила она.

Формировать традиционные ценности необходимо не только в семье, но и в учебных заведениях. Такая деятельность должна системно протекать в рамках образовательного процесса, считает профессор МПГУ Михаил Гончаров. Он предложил выстроить систему воспитательной работы через блок предметов. «Значительную роль будут играть отечественная история, философия, культурология, а также комплекс психолого-педагогических дисциплин. Необходимо выстроить единую систему воспитательной работы через весь содержательный блок школьных предметов. Преподавание всех гуманитарных дисциплин должно быть построено таким образом, чтобы помимо интереса у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к самобытной российской культуре», – сказал профессор.

Все озвученные предложения участников круглого стола войдут в итоговую резолюцию встречи, будут проанализированы и использованы в дальнейшей работе команды Уполномоченного.