Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Каким должен быть социальный театр – мастер-класс ректора ГИТИСа Григория Заславского

24 июля 2023 года

299

Ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС, российский театральный критик, заслуженный деятель искусства РФ Григорий Заславский провел мастер-класс на тему «Социальный театр как инструмент социокультурной адаптации несовершеннолетних». Организатором выступил аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

На мастер-класс собрались более 70 режиссеров и постановщиков, педагогов, работающих с детьми и подростками, представителей учреждений культуры и образовательных организаций, сотрудников и экспертов некоммерческого сектора. Еще более 650 специалистов присоединились к мастер-классу онлайн.

«Для нас очень важно сотрудничество с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка. В Калуге был масштабный фестиваль с большим количеством дискуссий. Скоро будет второй такой фестиваль. Мы в ГИТИСе относимся к этому направлению ответственно. У нас есть магистратура и есть несколько программ по социальному театру», – рассказал Григорий Заславский.

Он отметил, что социальный театр существовал и раньше, однако именно сейчас он становится популярным и развивается по разным направлениям, например, как инклюзивный театр, любительский театр, театр горожан, театр-форум. По его мнению, главная задача социального театра – социализация и развитие участников и зрителей, те личные открытия, которые они совершают в процессе.

В качестве примера Григорий Заславский привел опыт театральной лаборатории ГИТИС «Я хочу сказать» в городе Сатка Челябинской области: с подростками в течение недели работали специалисты, обучали их азам актерского мастерства, со сцены ребята должны были рассказать о том, что их волнует, в чем они хотят быть услышанными. «На итоговом показе родители, кто-то в слезах, кто-то смеясь, сказали: а можно для нас тоже сделать такой проект? Нам тоже есть что сказать. У них тоже было желание поучаствовать в этой игре. Ценность такой лаборатории ничуть не ниже масштабной выставки», – поделился Григорий Заславский. При работе с детьми и подростками необходимо учитывать психологическую составляющую, чтобы не навредить, добавил он.

В ходе мастер-класса был представлен театрально-педагогический проект ГИТИСа и Фонда «Живой город» «Видимо – невидимо», участие в котором принимала магистрант ГИТИСа по направлению «Социальный театр» Ольга Городиская.  Этим летом школьники сел и деревень Татарстана вместе со специалистами социального театра создали спектакли о себе, своих мечтах и тревогах, сыграли их перед родителями и педагогами, а потом на профессиональной сцене в Казани.

Выпускница магистратуры ГИТИСа по направлению «Социальный театр» Анна Мухамедзянова рассказала о документальном спектакле «Мой папа» в Красноярском ТЮЗе, где она выступала куратором проекта. Режиссёр – Ксения Пещик. Больше месяца красноярские подростки осваивали всевозможные творческие практики и знакомились с разными формами документального театра, писали воспоминания об отцах и записывали интервью, работали над постановкой в качестве артистов. С ребятами работали драматург-наставник Зухра Яникова и хореограф Илья Романов.

Участники мастер-класса подняли вопросы оценки качества и эффективности постановки, нехватки методических и обучающих материалов.

Интересовало и то, можно ли использовать методики социального театра в работе с детьми, чьи отцы и другие родственники участвуют в СВО. «Социальный театр – это та территория, где это можно сделать максимально честно», – ответил Григорий Заславский. Он напомнил, что в первые годы Великой Отечественной Войны снимались фильмы о выдающихся исторических личностях, героях России – об Александре Суворове, Михаиле Кутузове, Федоре Ушакове. «Это тоже вариант сегодняшнего разговора на эту тему», – заключил Григорий Заславский.

Мастер-класс проходил в рамках подготовки ко II Всероссийскому фестивалю практиков социальных театров «Мастер-форум», который Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка проведет при поддержке Минкультуры России и Правительства Москвы в декабре.

«На первом Всероссийском фестивале практиков социальных театров в Калуге мы увидели большой запрос на обучение, обмен опытом, наработками от представителей театрального сообщества, специалистов, работающих с детьми. Поэтому мы решили стать такой площадкой роста – для профессионального общения по изучению и развитию социального театра», – прокомментировала необходимость таких встреч Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова.

Состоявшийся мастер-класс – часть цикла мероприятий по развитию социального театра. В начале июля аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка инициировал проведение круглого стола, посвященного актуальным вопросам поддержки развития социальных театров в России. 28 июля при поддержке детского омбудсмена пройдет вебинар Президентского фонда культурных инициатив на тему «Творческая составляющая социокультурного проекта в сфере детства»

Фото: ГИТИС

Текст