Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Проверка учреждений для детей-инвалидов по-новому: алгоритм, основные данные, проблемные вопросы

7 августа 2023 года

829

Аппарат Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка организовал обучающий онлайн-семинар, посвященный различным аспектам проведения мониторинга деятельности детских домов-интернатов для детей-инвалидов и детских психоневрологических интернатов уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Участие в онлайн-семинаре приняли региональные уполномоченные по правам ребенка, а также эксперты Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики».

Советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Алина Сохацкая представила алгоритм действия детских омбудсменов при проведении мониторинга, состоящий на нескольких блоков. «Первый блок – общие статистические данные, которые позволяют понять общую картину в вопросах охраны прав несовершеннолетних. Второй блок необходим для исследования актуальных для конкретного учреждения вопросов –  численный состав, госзадание, кадровая потребность учреждений. Третий блок – выявление слабых мест и помощь с методическими программами», – пояснила она.

При проведении мониторинга региональным уполномоченным рекомендуется обратить внимание на индивидуальную программу реабилитации и абилитации детей с инвалидностью, технические средства реабилитации, а также своевременность актуализации сведений. Также представитель аппарата советует смотреть на такие показатели, как формы пребывания детей в учреждении, кадровая потребность, число сотрудников, прошедших курсы повышения квалификации, наличие попечительского совета и сотрудничество с некоммерческими организациями. Отдельное внимание при проведении мониторинга домов ребенка стоит уделить качеству жизни детей, которые нуждаются в специализированном или лечебном питании. В работе с такими детьми крайне важно отслеживать динамику веса. 

Для детей, проживающих в детском доме-интернате для детей-инвалидов или в детском психоневрологическом интернате обучение ребенка вне учреждения является одной из действенных форм социализации. Если дети обучаются педагогами детского дома, у учреждения должна быть образовательная лицензия.

Один из главных показателей – работа учреждения по семейному устройству детей. «Смотрим, устраивают ли детей в кровную семью или они переходят в интернат. Смотрим на состав воспитанников, которые поступили в детский дом-интернат из дома ребенка, из другого детского дома, социально-реабилитационного центра или из семьи по заявлению родителей. Если по заявлению родителей, обращаем особое внимание на личное дело ребенка, там должен быть расписан план работы с законными представителями по возвращению его в семью», – отметила Алина Сохацкая. 

Представитель аппарата Уполномоченного призвала коллег обращать внимание на состав личного дела и основания помещения ребенка в учреждение. Среди самых частых нарушений – индивидуальные планы развития жизнеустройства ребенка не индивидуальны и однотипны. Помимо этого, в ходе мониторинга региональным детским омбудсменам стоит обратить внимание на заключение психолого-медико-педагогической комиссии, соблюдение прав ребенка на получение пенсий и пособий, а также выполнение медицинских рекомендаций. «По итогам проведения мониторинга мы можем выявить частные или системные нарушения и дать рекомендации, и в этом для учреждения большой плюс. Это не проверка. Далее можно пообщаться с руководством учреждения или передать информацию в соответствующие органы», – сказала Алина Сохацкая.

Председатель правления Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Анна Битова предложила участникам поддержку в разъяснении полученных данных и дальнейших шагов. Кроме того, эксперт призвала особое внимание уделить реализации права ребенка на семью. «Мы считаем, что дети, имеющие родителей, могут попадать в учреждение только на короткое время – дневное пребывание или пятидневка. Но дети должны жить дома. А мы должны за этим тщательнее следить», – сказала она. 

Исполнительный директор РБОО «Центр лечебной педагогики» Александра Фадина обратила внимание на вопросы образования детей, находящихся в организации для детей-сирот. «Право на образование наступает с двух лет. В рамках мониторинга реализации этого права мы уделяем отдельное внимание. Если организация для детей-сирот имеет образовательную лицензию, то она должна действовать в рамках законодательства об образовании – иметь отдельную страницу на сайте, размещать там адаптированные программы, а также выполнять ряд других обязательных требований.  Также стоит посмотреть на те случаи, когда дети обучаются на дому. Рекомендацию к обучению на дому может давать только медицинская организация, и существует перечень заболеваний, которые дают право на обучение на дому», – сообщила Александра Фадина.

По ее словам, в школах стараются создать наиболее подходящие условия для организации образовательного процесса ребенка.  Однако в  детских домах ряда регионов занятия проходят только два раза в неделю, а их продолжительность составляет лишь 10-15 минут. Также должно быть реализовано право на дополнительное образование.

Планируется, что представленные рекомендации помогут региональным уполномоченным по правам ребенка в их работе и лягут в основу системного мониторинга детских домов-интернатов для детей-инвалидов и детских психоневрологических интернатов по всей России.