Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Как уберечь детей от негативного влияния зрелищных мероприятий, обсудили эксперты

11 августа 2023 года

364

Аппарат Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка провел круглый стол, на котором эксперты обсудили необходимость определения органа, осуществляющего государственный контроль в области зрелищных мероприятий, для защиты детей от деструктивной информации. Участие приняли представители федеральных ведомств, в том числе Генеральной прокуратуры и МВД России, а также региональные детские омбудсмены.

Советник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Дмитрий Некоркин отметил, что аппарат детского омбудсмена не первый год занимается заявленной проблемой. «Обращения поступают в наш адрес со стороны граждан и общественных организаций. Это свидетельствует о том, что тема крайне важна для родителей. Прорабатывая ее, мы столкнулись с рядом проблем. Первая – это потребность граждан защитить детей от негативного воздействия, вторая – отсутствие органа государственной власти по контролю и надзору в сфере зрелищных мероприятий, третья – отсутствие единого подхода к определению понятий, поскольку в модельном законе “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” содержатся лишь общие моменты положения», – сообщил Дмитрий Некоркин. 

По его словам, у лиц, ответственных за проведение зрелищных мероприятий, должны иметься сопроводительные документы. Однако действующее законодательство не раскрывает понятие «сопроводительные документы», какая у них должна быть форма и какие сведения в них должны содержаться. «Сегодня существует запрос на разработку алгоритма, в виде методических рекомендаций, чтобы органы власти, исполнители, организаторы зрелищных мероприятий понимали порядок, перечень документов, которые необходимо сформировать для того, чтобы эти правоотношения урегулировать. Решением проблемы могло бы стать определение органа власти, который бы осуществлял надзор в сфере зрелищных мероприятий, с учетом положений действующего законодательства», – уточнил представитель аппарата детского омбудсмена.

На сегодняшний день контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, осуществляют Роскомнадзор, Рособрнадзор и Роспотребнадзор. Но вопрос контроля зрелищных мероприятий остается открытым. 

В Генеральную прокуратуру и в прокуратуры субъектов Российской Федерации ежегодно поступает достаточно большое количество обращений от граждан, не согласных с проведением концертов ряда исполнителей, на которые ходят дети, рассказала прокурор отдела Управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры России Наталья Гребнева. «В силу отсутствия должного нормативно-правового регулирования этого вопроса практика складывается по всем регионам неоднозначно. Прокуроры получают сигнал о проведении таких выступлений и начинают смотреть всю документацию, на основании которой происходит концерт. Если есть сомнения, что репертуар предназначен для несовершеннолетних, прокурор по своей инициативе, при наличии возможности, проводит исследование текстов песен», – сообщила она. 

Представитель Генпрокуратуры России отметила успешную практику Тульской области, где перед проведением зрелищных мероприятий обращаются к экспертам Тульского государственного университета. По результатам исследования прокурор может внести предостережение организаторам мероприятия. Наталья Гребнева предложила обязать исполнителей самостоятельно проводить экспертизы своих песен, а при аренде концертных площадок предоставлять организаторам сценарий и результаты экспертизы исполняемого материала.

Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Тульской области Александр Касатиков выразил мнение, что работу по надзору за зрелищными мероприятиями необходимо систематизировать. «У нас нет никакого механизма. Мы действуем ситуативно, а нужно действовать системно, комплексно, подключая все необходимые госорганы, и иметь возможность взаимодействия с общественными институтами. Ведь на  подобных мероприятиях наблюдаются случаи употребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических веществ», – уточнил он. 

Главный эксперт-специалист Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Лариса Плотникова отметила, что ведомство выявляет правонарушения в сфере проведения зрелищных мероприятий, в целях защиты детей от запрещенной информации, которая наносит ущерб их развитию, в части признаков пропаганды наркотиков. «За последние три года количество таких правонарушений увеличилось в два раза, 1093 нарушения по итогам 2022 года, – сообщила она. –  Рычагов воздействия предупредительного характера мы в этой сфере не имеем. Прежде всего, необходимы меры профилактического характера».

Учитывая весь объем информационной продукции, специалисты, осуществляющие экспертизу, могут не справиться с таким объемом работы, считает начальник Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. «Каждый гражданин в праве заявить свою гражданскую позицию, поэтому, возможно, нужно вводить нормы общественного контроля», – сказал он. 

Участие в дискуссии приняли и региональные детские омбудсмены. Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Юлия Раснянская предложила создать межведомственные комиссии по оценке зрелищных мероприятий.

Все полученные в ходе круглого стола предложения будут изучены и использованы в дальнейшей деятельности аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.