Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Мария Львова-Белова провела итоговое в 2023 году заседание межведомственной рабочей группы проекта по профилактике социального сиротства

26 декабря 2023 года

4273

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова провела второе заседание федеральной межведомственной рабочей группы проекта «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет». Он реализуется в рамках стратегической программы детского омбудсмена «Дети в семье». Участниками встречи стали представители Минпросвещения, Минздрава, Минтруда, МВД России, региональных властей, эксперты, партнеры из некоммерческих организаций, уполномоченные по правам ребенка в регионах. На заседании обсудили итоги работы в уходящем году и поделились планами на следующий.

Открывая заседание, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова напомнила, что проект по профилактике социального сиротства среди детей до 4 лет (Проект «0—4») нацелен на то, чтобы ребенок жил и развивался вместе со своими родителями, а не в учреждении.
В этом году был утвержден федеральный план реализации Проекта «0—4», в 14 пилотных субъектах приняты региональные планы по осуществлению комплекса мер по профилактике социального сиротства. Они содержат мероприятия по каждому из четырех направлений работы – служба «Дети в семье», «Перепрофилирование домов ребенка», «Действуем вместе» и «Ранняя помощь».

Подводя итоги работы проекта за год, Мария Львова-Белова озвучила некоторые показатели. Так, по ее словам, в период с августа по декабрь 2023 года количество детей в стационарных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 4-х лет, в пилотных регионах проекта снизилось с 1166 до 1011 человек, то есть на 13 %. «Наиболее заметные изменения произошли в Краснодарском крае, где количество детей в учреждениях уменьшилось на 41 %, а также в Новосибирской (- 32 %) и Воронежской (- 27 %) областях. Суммарно с августа по декабрь в семьи было передано 724 ребенка, из них в родные – 435, под опеку – 267, усыновлено – 22», – отметила детский омбудсмен.

Также Уполномоченный привела несколько примеров работы специалистов проекта с семьями. Один из них – из Тульской области. «Рассматривался иск дома ребенка о лишении родительских прав мамы и папы в отношении трех младших детей. Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталья Алексеевна Зыкова лично и команда Проекта «0—4» подключились к процессу в его середине. Наше совместное участие изменило не только мнение судьи, опеки, дома ребенка, но самих родителей. По решению суда семью оставили жить вместе», – поделилась она.

В рамках проекта в регионах начали делать первые шаги службы «Дети в семье». По словам детского омбудсмена, сейчас создается нормативная база, разрабатывается модель работы таких служб, ищутся необходимые специалисты и организационные ресурсы. «Наиболее полноценно такая служба заработала в Новосибирской области, где благодаря усилиям специалистов Проекта “0—4” за пять месяцев этого года 113 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроили в семьи: часть ребят вернулась обратно к родственникам, других взяли замещающие семьи», – сказала Мария Львова-Белова.

Большое внимание в рамках реализации Проекта «0—4» уделяется обучению специалистов по работе с семьями в трудной жизненной ситуации, воспитывающими детей в возрасте до 4 лет. В этом году в пилотных регионах было запущено две образовательные программы, одна из них – «Команда 0–4». В ее рамках уже прошли проектные и установочные семинары в 10 из 14 пилотных регионов, 700 специалистов по работе с семьями и 200 психологов повысили свои компетенции. Об этом рассказал председатель Совета Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак. «Ключом этой программы является внедрение специалистами проактивного подхода к работе, повышение профессиональных компетенций, формирование “команд прорыва” и создание опорных групп, на ресурс которых регион может опираться в своей работе по повышению устойчивости семьи и их потенциала по преодолению кризиса», – сказал он.

Еще одна образовательная программа – «Ребенок дома», разработана для специалистов органов опеки и попечительства, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, служб подготовки кандидатов в замещающие родители, служб сопровождения замещающих семей. Экспертные сессии прошли уже в четырех пилотных регионах, об этом рассказала член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации «Десятилетия девства» Галина Семья. «В программе большой модуль связан с защитой прав и законных интересов детей: здесь и семейные споры, и специфика принятия решения об отобрании и ограничении в правах родителей. Есть модуль по семейному устройству детей-сирот и сопровождению замещающих семей, а также модуль, посвященный возврату ребенка в кровную семью из учреждения», – сообщила эксперт.

Говорили на заседании и о перепрофилировании домов ребенка. По словам Марии Львовой-Беловой, сейчас задача учреждений, которые остаются в системе здравоохранения, – перейти на развитие услуг, направленных на поддержку семей в трудной жизненной ситуации, создание новых форматов помощи семьям и детям с особыми потребностями. «Это могут быть лечебно-реабилитационные центры, центры дневного пребывания, службы ранней помощи, паллиативных выездных бригад. Федеральным планом предусмотрено, что у каждого дома ребенка в пилотных регионах должна появиться своя стратегия действий, коллективы должны определиться, как они будут действовать и по какому пути и сценарию пойдут», – отметила детский омбудсмен.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Анастасия Аккуратова сообщила, что переход управления всеми учреждениями для детей-сирот и органами опеки и попечительства в одно ведомство – это первый шаг к единой модели подобных организаций. «Важно, чтобы братья и сестры разных возрастов и состояния здоровья из одной семьи не разлучались. Дети не должны перемещаться между организациями по два-три раза только из-за того, что у них меняется статус», – сказала представитель министерства.

Также в ходе заседания главный врач Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» Ксения Коваленок представила результаты выездов врачей в дома ребенка. С февраля этого года команда из 10 высококвалифицированных врачей посетила 23 учреждения в 14 пилотных регионах. Медики осмотрели 202 малыша, из них 28 детей с инвалидностью и 53 – с паллиативным статусом. 20 детей было направлено на дообследование, трое получили лечение в федеральных центрах. По итогам каждого выезда регионы получили подробную обратную связь, рекомендации по индивидуальной тактике лечения, реабилитации и уходу, а также по организации работы в целом. «Нужно усилить консилиумную работу в учреждениях, чтобы была единая программа и все специалисты понимали и знали, что делать с ребенком», – отметила Ксения Коваленок.

Одним из ключевых вопросов реализации Проекта «0—4» в этом году было привлечение финансирования. Мария Львова-Белова рассказала, что в феврале стратегическая программа «Дети в семье» была поддержана Президентом России Владимиром Путиным, после чего на базе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, был создан департамент для управления проектом.

Через Фонд поддержки детей в этом году регионы получили три гранта по 1 млн рублей каждый на развитие системы поддержки семьи в трудной жизненной ситуации и создание служб «Дети в семье» – это Новосибирская, Пензенская и Рязанская области. «Помимо этого у нас есть финансирование от Благотворительного фонда “Страна для детей”. Отмечу, что этот фонд – своего рода финансовая кубышка, возможность помощи семьям, имеющим детей в возрасте до четырех лет, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая создает риски помещения детей в стационарное учреждение или когда надо их вернуть», – сообщила Мария Львова-Белова.

В пример детский омбудсмен привела случай в Пензенской области: через фонд помогли восстановить крышу дома маме с двумя детьми и она смогла вернуться туда с малышами. А в Белгородской области бабушке-опекуну, которая забирает троих своих внуков из дома ребенка, фонд помог обустроить жилье, купить кроватку, вещи, а также оказал материальную поддержку, чтобы обеспечить нормальные условия для возвращения внуков.

О поддержке пилотных регионов рассказала руководитель программы Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Марина Нестерова. Речь шла о конкурсе проектов по профилактике социального сиротства «Территория тепла». Были отобраны 28 заявок от 11 пилотных регионов, общая сумма грантов составила 70 млн рублей. Это значит, что в следующем году в этих субъектах будет происходить обучение специалистов, развитие лучших практик Проекта «0—4», создание служб «Дети в семье», открытие новых НКО для поддержки семей в трудной жизненной ситуации и повышения их устойчивости. «Новая стратегия фонда – работа с малыми территориями. И практически все организации, которые поддержаны в рамках данного конкурса, будут работать не только в районных центрах и больших городах 14 пилотных регионов, но и доходить до самых отдаленных уголков своих территорий», – подчеркнула Марина Нестерова.

По мнению экспертов рабочей группы, реализации Проекта «0—4» во многом способствует обмен опытом между специалистами, возможность посмотреть на практику в регионах. На это в том числе направлено межведомственное взаимодействие с включением НКО, отметила Мария Львова-Белова. Так, в сентябре этого года в Новосибирске состоялся проектный семинар, который показал, каким важным дополнительным ресурсом в решении проблемы социального сиротства может являться государственно-частное партнерство при организации службы «Дети в семье». А в ноябре в Тюмени прошла стажировочная площадка по организации межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с алкогольной и наркотической зависимостью.

О реализации Проекта «0—4» в Тюменской области рассказала начальник управления по вопросам семьи и детства Департамента социального развития региона Инга Тигеева. По ее словам, самой частой причиной лишения родительских прав в субъекте является употребление родителями психоактивных веществ и пилот дал дополнительный стимул для работы с этой категорией семей. «Мы нашли приемлемую для нас форму работы с родителями, поместивших своих детей в учреждения – это родительские собрания. На каждое из них приходило не менее 20 родителей, и по итогам трех таких встреч мы направили 22 родителя 30 детей на лечение от алко- и наркозависимости. Главным стимулом явилось то, что родители поняли: органы опеки – это не карательный инструмент, а это союзники, чтобы вернуть ребенка обратно в семью», – сообщила Инга Тигеева.

Говоря о семьях, где родители малышей столкнулись с алкогольной и наркотической зависимостью, эксперты отметили необходимость как можно раньше включаться в работу с ними специалистам Проекта «0—4». Чтобы исключить вероятность попадания в учреждения детей этих родителей, нужно также рассмотреть возможность заблаговременного получения от них предварительного согласия на передачу детей в случае неблагоприятных обстоятельств – на это в ходе заседания обратила внимание старший инспектор по особым поручениям Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России Евгения Герговская.

О том, как в пилотном регионе меняют форму работы с семьями, находящимися в сложной жизненной ситуации или социально опасном положении, рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Воронежской области Ирина Попова. По ее словам, сейчас специалисты переходят от лишения родительских прав и длительного содержания ребенка в учреждении к помощи по восстановлению ресурсности семьи. Кроме того, изменился подход к рассмотрению заявлений о помещении ребенка в детское учреждение. «По инициативе уполномоченного во всех муниципальных образованиях Воронежской области были созданы межведомственные рабочие группы по рассмотрению обращений законных представителей о временном помещении ребенка в учреждение. В состав этих рабочих групп были включены представители комиссий по делам несовершеннолетних, управления социальной защиты, управления занятости, медицинских учреждений, органов полиции, миграционной службы и других, в зависимости от потребности семьи», – поделилась Ирина Попова. Она также добавила, что целью формирования таких рабочих групп является предотвращение необоснованного помещения несовершеннолетних в учреждения и выявление семей в кризисных ситуациях для дальнейшего сопровождения.

О службе «Дети в семье» в Пермском крае рассказала статс-секретарь-заместитель министра социального развития региона Надежда Подъянова: «Специалисты служб четко понимают, насколько важно оперативно и качественно оказать помощь семье, чтобы ребенок вернулся обратно к кровным родственникам. Если малыш попал в учреждение уже со статусом ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей, стараются максимально быстро устроить его в замещающую семью». Также представитель Пермского края поблагодарила команду Проекта «0—4» за организацию стажировочных площадок, где специалисты служб проходят обучение и повышают квалификацию.

Среди ключевых задач Проекта «0—4» на 2024 год – помощь родителям с алкогольной и наркотической зависимостью. Это направление Мария Львова-Белова попросила уполномоченных по правам ребенка в пилотных регионах сделать обязательным и приоритетным.

Кроме того, в следующем году, объявленном Президентом Годом семьи, будет продолжена работа по организации в субъектах служб «Дети в семье» – для специалистов запланированы супервизии и новые меры поддержки. Также будут составлены ресурсные карты регионов, так как требуется исчерпывающая информация о действующей там системе профилактики социального сиротства.

Специалисты продолжат делиться эффективными практиками на новых постоянно действующих стажировочных площадках, которые запустят в пилотных регионах в 2024 году. Большое внимание, по словам Марии Львовой-Беловой, уделят и продвижению информации о Проекте «0—4» в субъектах, а на сайте Уполномоченного в первом квартале будущего года появится полноценный раздел, посвященный Проекту, его новостям, партнерским программам и обучению.