Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Инклюзивные процессы требуют межведомственного взаимодействия и системной работы — Мария Львова-Белова на форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка»

10 апреля 2024 года

2661

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации Мария Львова-Белова приняла участие в пленарном заседании II Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в Сургуте. Организаторами события выступают Агентство стратегических инициатив и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

«Говоря об инклюзивном обществе, мы в первую очередь подразумеваем равные возможности для всех людей, вне зависимости от их социального статуса и особенностей здоровья. Инклюзивное общество не говорит: “будь исключительно, как мы”, оно готово перестроить привычное, создать новые маршруты и условия для того, чтобы любой человек мог в нем развиваться, самореализовываться и быть счастливым», – сказала детский омбудсмен на пленарном заседании «Транзитное планирование. От нозоцентричности к особым потребностям».

По ее словам, аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка последовательно работает в интересах семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В 2023 году было обработано более 1,2 тысячи обращений, которые касались помощи детям с инвалидностью, в частности, вопросов охраны здоровья и реабилитации, жилья, социального обеспечения и страхования, образования.

«Нам важно, чтобы по всей стране создавалась и успешно работала система непрерывного сопровождения семей с детьми-инвалидами. Для этого наш правозащитный институт реализует стратегическую программу “Сопровождение через всю жизнь”», – подчеркнула Мария Львова-Белова.

Уполномоченный рассказала о внедрении в 14 пилотных регионах протокола сообщения диагноза родителям детей с инвалидизирующими паталогиями, открытии центров дневного пребывания для детей с инвалидностью, развитии сопровождаемого проживания для молодых инвалидов, а также о реализации проекта «Ментальное здоровье», который направлен на внедрение алгоритма непрерывного сопровождения ребенка с РАС и ментальными нарушениями.

«Очень важно, чтобы в регионах с одной стороны, была налажена межведомственная работа: образование, здравоохранение, культура, спорт, с другой – было сильное родительское и экспертное сообщество. В такой триаде удается сдвинуть ситуацию и развивать необходимые услуги, сервисы, практики, в том числе систему сопровождаемого проживания. Нужно, чтобы семьи знали, куда обращаться за помощью, были уверены, что им помогут, чувствовали нашу поддержку», – отметила Мария Львова-Белова.

Она сообщила, что вопросам инклюзии – организации питания и медицинской помощи в школах – детские омбудсмены уделяют в текущем году особое внимание. Эти направления включены в Карту действий уполномоченных по правам ребенка. Результатом должны стать анализ ситуации в регионах, поиск конкретных решений, а также апробация новых подходов.

По словам Марии Львовой-Беловой, в фокусе правозащитного института также получение образования и медицинской помощи воспитанников детских домов-интернатов, детских психоневрологических интернатов (ПНИ) и детских отделений при ПНИ. Уполномоченные по правам ребенка в 83 регионах провели мониторинг состояния защиты прав несовершеннолетних, проживающих в таких организациях.

«В ходе мониторинга было выявлено около ста детей школьного возраста, которые совершенно не охвачены никакой формой образования – такого быть в принципе не должно. Нет категории необучаемых детей, поэтому каждый ребенок должен получить образование в сопоставимой для его состояния здоровья форме: по общей, адаптированной программе, либо же на основании индивидуального плана развития», — обозначила Мария Львова-Белова.

Внимания также требует инклюзивное образование в школах и других образовательных организациях, добавила детский омбудсмен. «Инклюзивные процессы идут непросто: иногда не готовы учителя, иногда – родители, иногда – сами дети. Многие образовательные организации, куда ходят дети с инвалидностью и ОВЗ, сталкиваются с нехваткой педагогов с профильной подготовкой, учителей-дефектологов, тьюторов или ассистентов. Необходимо помнить, что инклюзивной школа становится тогда, когда соответствующая подготовка проведена и с педагогической командой, и с родительским сообществом, и с самими детьми», – подчеркнула Мария Львова-Белова.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югры Наталья Комарова рассказала о выстраивании межведомственного взаимодействия при сопровождении детей с инвалидностью и их семей. В регионе организованы программы дошкольного образования детей с инвалидностью в возрасте старше двух месяцев, повышения компетенций родителей, обучение педагогов, а также школьного, профессионального и дополнительного образования с дальнейшим трудоустройством. Такое комплексное сопровождение получают в регионе более 10 тыс. детей и взрослых с инвалидностью.

«Именно запрос родителей повлиял на формирование системного подхода и его реализацию для гармоничного развития детей и поддержки семей, воспитывающих таких детей. Было важно разрушить барьеры, чтобы создать адекватное, реагирующее на запросы людей пространство – образовательное, культурное, спортивное», – отметила глава региона.

Замглавы АСИ Анна Сухова на пленарном заседании отметила, что Агентство и партнеры организовали форум для создания новых решений, которые будут обеспечивать максимальное благополучие каждого российского ребенка и его семьи.

«Нам еще много предстоит работы. Особенно сложно там, где нам необходимо синхронизировать работу ведомств, людей, институтов по различным компетенциям. Ответом на этот вызов может стать проработка транзитного планирования. Мы говорим о необходимости непрерывного и бесшовного перехода для того, чтобы состоялось благополучие человека в инклюзивном обществе и государстве - от медицинского сопровождения и реабилитации до социализации, адаптации и программ обучения, основанных на осознанном подходе по самоопределению и самоидентификации личности», - подчеркнула Анна Сухова.