Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Влияние медиаресурсов на духовно-нравственное воспитание детей рассмотрели эксперты

5 июня 2024 года

994

Общественный совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка провел круглый стол на тему «Современные медиаресурсы в сфере духовно-нравственного воспитания детей: преимущества и недостатки». В обсуждении приняли участие представители Минкультуры России, медиасферы, общественных организаций, педагогического сообщества. 

Современные дети проводят в цифровой среде все больше свободного времени, об этом рассказала директор по исследованиям компании Mediascope Марина Пикулева. Она представила результаты опросов 2023 года среди детей от четырех до 17 лет, посвященных изучению поведения подрастающего поколения в сети. Выяснилось, что 25 % времени в интернете у ребенка уходит на социальные сети, по 20 % – на видеоконтент и мессенджеры, 10 % – на игры и 2 % – на интернет-магазины и маркетплейсы. 

«Видео – ключевой формат потребления контента, несмотря на стремительно развивающийся рынок умных аудиоколонок. Это не означает, что дети не смотрят телевизор или не слушают радио, но они это делают пассивно, скорее как соучастники, по инициативе взрослых, но для самих детей это не является чем-то модным», – сказала Марина Пикулева. 

Она сообщила, что также в 2023 году был проведен опрос среди родителей, который показал, что все чаще взрослые используют интернет как меру контроля над детьми. «Если ребенок ведет себя плохо или плохо учится, не помогает по дому, то наказывают его тем, что не дают сидеть в интернете, забирают гаджет», – заметила представитель Mediascope. 

О том, что необходимо влиять на содержание публикаций в Сети, заявил заместитель директора департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры России Алексей Наймушин. По его мнению, особое внимание взрослые должны уделять видеоиграм, которыми увлекаются дети. «Сейчас в России видеоигры никем не регулируются. Но если посмотреть, в какие игры играют наши подростки, местами становится страшно. Кроме того, в них есть внутриигровые чаты, никем неотслеживаемые, куда Роскомнадзор не проникает. А видеоигры – тренд возрастающий», – добавил Алексей Наймушин. 

Директор АНО «Семья и Родина» Наталья Локтева выступила с инициативой создания межведомственной рабочей группы по регулированию индустрии видеоигр, в которую могут войти представители различных министерств и ведомств, в том числе Минцифры, Минкультуры, Минпросвещения, Минздрава России, правоохранительных органов. Последнее особенно важно: Наталья Локтева привела пример, когда в 2023 году по счастливой случайности была предотвращена попытка группового суицида, «выхода из окна», нескольких детей. По ее словам, воздействие на них было оказано через чаты видеоигр.

Председатель Фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Ольга Каменева напомнила, что ни одно государство сегодня не в состоянии полностью контролировать интернет, которым владеют в том числе транснациональные корпорации, глобальные поисковики. Эти компании пропагандируют свои ценности и свое мировоззрение.

Политолог Алина Жестовская отметила, что пространство не терпит пустоты и, если мы не начнем заполнять интернет своим содержанием, это сделают другие. «Необходимо в том числе при помощи психологов, социологов и педагогов создать те ролевые модели, которые дети захотят повторять в своей жизни. Сообщество профессионалов должно предложить государству позитивные модели, а государство – через свои институты – профинансировать подобный контент», – сказала эксперт. 

Для детей интернет – не только место для развлечений и общения со сверстниками, но и большая территория для творчества, где они сами могут создавать интересные видеоролики, фильмы и делиться ими. Об этом рассказала заместитель директора Фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа Просвещение» Елена Бреднева. «Когда появились у детей телефоны, первое, что мы сделали – запустили кинофестивали на базе “Орленка”, киноакадемии в “Смене”. Чтобы дети начали снимать мультфильмы и короткометражные фильмы, мы стали обучать педагогов школ и воспитателей детских садов, открыли для них курсы повышения квалификации. Важно, что на этапе сценария с детьми обсуждается тема, смыслы и ценности фильма», – поделилась Елена Бреднева. По ее словам, съемки роликов и фильмов ребята могут проводить, не отрываясь от образовательной и культурной программы, например, во время школьных экскурсий в музей или поездок в другие города

Подводя итоги круглого стола, директор Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево» Татьяна Ледовская отметила необходимость взаимодействия детей и профессионалов. «Современные дети прекрасны, их интересует история, будущее страны. Направить, помочь, просветить, дать им в руки современные инструменты – вот задачи взрослых наставников», – сказала она.