Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Социально-психологическую поддержку детей обсудили представители стран СНГ

6 июня 2024 года

721

Состоялась Международная онлайн-конференция детских психологов, социальных педагогов и социальных работников стран СНГ, организованная Республикой Казахстан. В диалоге приняли участие члены Комиссии уполномоченных по правам ребенка государств – участников СНГ, сотрудники аппаратов уполномоченных по правам ребенка, представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Исполнительного комитета СНГ, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, а также киргизские специалисты в области психологии, психиатрии и психотерапии.

Цель конференции – представление странами особенностей работы психологов, социальных педагогов и социальных работников в области защиты прав детей, отметила Председатель Комитета по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан Насымжан Оспанова, открывая обсуждение. «Вопросы, поставленные участниками конференции могут стать предметом дальнейшего обсуждения среди специалистов сферы детства, получить отражение в соответствующих законодательных актах наших стран. Уверена, что результаты конференции помогут нам в реализации дальнейших планов в области защиты прав детей», – сообщила она. 

Директор правового департамента Исполнительного комитета СНГ Лариса Заудальская подчеркнула, что конференция стала четвертым международным мероприятием, которое проводится под эгидой уполномоченных по правам ребенка стран содружества. «Подобные встречи расширяют границы участников, надеемся, что это станет традицией. Предполагается, что международная конференция детских психологов, социальных педагогов и социальных работников станет регулярно проводится раз в три года. Сегодня закладывается фундамент данного мероприятия. Важность и необходимость социально-психологической поддержки детей была закреплена на международном уровне принятием Конвенции ООН о правах ребенка», – отметила Лариса Заудальская. 

Оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки несовершеннолетним является предметом особого внимания во всех странах содружества. В Республике Беларусь этот вопрос носит межведомственный характер, рассказал член Комиссии уполномоченных по правам ребенка государств – участников СНГ, начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Александр Матюшонок. 

«Законом Республики закреплен перечень организаций, которые обеспечивают бесплатную психологическую помощь – это учреждения образования, государственные учреждения социального обслуживания, учреждения здравоохранения. Функционируют 48 центров, дружественных подросткам, созданных на базе детских поликлиник. В 2019 году открыт республиканский центр психологической помощи. В течение 2023 года за помощью к специалистам обратилось более 2 тыс. несовершеннолетних и их законных представителей», – сообщил он. 

О том, как развивается психологическая служба в Республике Казахстан, рассказала заместитель Председателя Комитета по охране прав детей Министерства просвещения Республики Казахстан Юлия Овечкина. По ее словам, вопросы благополучия и защиты прав детей являются стратегическим ориентиром в развитии Казахстана на современном этапе. В 2022 году в Казахстане был внедрен индекс благополучия детей. «Разработанная система индекса детского благополучия позволяет определить отклонения, выявить проблемные зоны, лучшие практики, а также принимать управленческие решения для корректировки госполитики и стратегического планирования программ в сфере защиты прав детства. Казахстанский индекс благополучия состоит из 36 статистических и 20 опросных индикаторов», – проинформировала представитель Казахстана. 

Также в Республике на законодательном уровне проводится системная работа по защите прав и интересов детей, происходит усиление кадрового потенциала организаций образования, реализуются программы по противодействию насилию в школах, приняты комплексные меры по укреплению психологической службы. В прошлом году в Казахстане приняли Комплексный план по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 гг. 

«Из 53 мероприятий комплексного плана 15 мероприятий посвящены трансформации психологической службы. Также недавно был принят профессиональный стандарт “педагог”, в котором расписан норматив деятельности педагогов-психологов. Были приняты новые правила деятельности психологических служб в организациях образования. На законодательном уровне ввели понятие “буллинг”, приняли соответствующие правила профилактики травли. В рамках этих правил впервые был прописан алгоритм действий органов и организаций образования при обращении по факту буллинга. В этом году на законодательном уровне мы пришли к тому, что нужно закрепить административную ответственность за проявление данного вида правонарушения», – подчеркнула Юлия Овечкина. 

Заместитель директора Департамента специальных социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Гаухар Калмакова рассказала о поддержке детей с инвалидностью в сфере социальной защиты населения. «В системе социальной защиты функционирует четыре центра для детей с инвалидностью и с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 17 центров социального обслуживания для детей с психоневрологическими патологиями. Данные центры охватывают порядка 1,5 тыс. детей. Наряду с условиями стационара действуют организации полустационарного типа, которые обеспечивают сохранение ребенка в семье. Таких организаций у нас 70, и обслуживают они более 4 тыс. детей. В стране функционирует 150 отделений помощи на дому, которые охватывают порядка 12 тыс. детей», – отметила она.

В Республике Армения с 2014 года внедряется инклюзивное образование, сообщила эксперт Департамента международного сотрудничества Аппарата Защитника прав человека Республики Армения Диана Еганян. «Кроме того, введена норма, что до 2025 года все образовательные учреждения должны быть обустроены таким образом, что дети с особыми потребностями должны иметь возможность обучаться в любой школе. Достижения в инклюзивно-образовательной среде возможны лишь при подготовке специалистов. В течение 2020 года республиканским психолого-педагогическим центром в Армении были проведены обучающие курсы, направленные на развитие способностей педагогов для 4150 специалистов образовательных учреждений», – сказала представитель Армении. 

Руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» Олеся Леонова сообщила, что в вузе с 2023 года реализуется проект по распространению лучших российских практик психологического и коррекционно педагогического обеспечения образования в дружественных странах. «Проект направлен на развитие международного сотрудничества. Распространение практик включает в себя выявление практик, адаптацию и программу распространения. При выявлении практик мы опираемся на результаты независимой экспертизы, чтобы практика соответствовала категории практической. Адаптация практик построена на принципе научной верификации и методических решениях конкретной проблемы. Программа распространения была разработана на основе анализа типовых профессиональных запросов педагогических работников, их потребностей и предусматривает доступ к научно-методическим проектам», – подчеркнула эксперт. 

Участники отметили своевременность и необходимость объединения усилий стран СНГ для обмена опытом и создания новых стандартов, а также для расширения услуг, направленных на улучшение здоровья детей и подростков.