Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

18 % подростков имеют работу – Мария Львова-Белова на ПМЭФ–2024

8 июня 2024 года

928

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ–2024) провела сессию «Подростки в креативной экономике: на пути к мечтам и новым возможностям». Участники обсуждения – представители образовательных организаций, работодатели, подростки.

Количество работающих подростков в креативном секторе экономики заметно увеличивается. Включение молодежи в стратегически важные отрасли экономики – значительный ресурс для обеспечения устойчивости и социально-экономического развития страны. Но качество вакансий, предлагаемых подросткам для трудоустройства оставляет желать лучшего, отметила Мария Львова-Белова. 

Аппарат Уполномоченного выделяет три основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются подростки и работодатели. «Во-первых, подростки не знают о своих возможностях на рынке труда, не умеют составлять резюме, правильно вести себя на собеседованиях, общаться с работодателями. И сами работодатели опасаются нанимать подростков или в принципе не представляют, что этот сегмент для них доступен», – подчеркнула детский омбудсмен. 

Кроме того, по словам Уполномоченного, подростки нередко попадают в руки мошенников и задача государства и общественных организаций защитить ребят от недобросовестных работодателей. «Нам необходимо помочь найти работу не только в каникулярное время, но и круглогодично без ущерба для образования. На прошлом Петербургском международном экономическом форуме мы представили наш Стандарт ответственного трудоустройства несовершеннолетних. Важно, чтобы компании, нанимающие несовершеннолетних, учитывали все критерии стандарта и помогали несовершеннолетним проявлять себя», – сказала Мария Львова-Белова.

Для поддержки работодателей в этом году аппарат Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка на конкурсе «HR-бренд Форума труда» ввел номинацию для компаний, которые нанимают подростков и по сути обучают их квалифицированным профессиям. На Санкт-Петербургском Международном форуме труда состоялось награждение лучших проектов таких работодателей. По словам Марии Львова-Беловой, эта деятельность будет продолжена.

«Отдельно ведем работу с Генеральной прокуратурой. Часто работодатели не хотят брать подростков на работу, потому что через какое-то время приходит прокуратура, которая устраивает проверку. В настоящий момент в шести регионах запущен проект по сопровождаемому трудоустройству, где совместно с областной прокуратурой определяли ответственных работодателей», – сообщила детский омбудсмен.

Недавно совместно с платформой HeadHunter была создана база вакансий для подростков, которая представлена и на сайте Федерального подросткового центра. «За май 10 тыс. посещений у нас было. Очень надеемся, что это пригодилось нашим ребятам. Также сейчас обсуждаем с HeadHunter введение специальной маркировки вакансий для подростков и проверку вакансий для ребят на безопасность», – отметила Мария Львова-Белова. 

В рамках стратегической программы Уполномоченного «Подростки России» открываются подростковые центры, где ребята проводят свое свободное время. Уже 80 подростковых пространств работают на территории Российской Федерации. «Сейчас мы используем эти пространства для трудоустройства ребят. Туда выезжают специалисты из центров занятости. Мы проводим там обучение: написание резюме, устройство на работу. Мы уделяем развитию ребят так называемых универсальных компетенций – навыков общения, коммуникабельности. Конечно, отдельный блок касается юридического и экономического сопровождения, чтобы ребята могли оформляться как самозанятые. Также помощь в трудоустройстве учитывается в Карте действий наших региональных уполномоченных по правам ребенка», – подчеркнула детский омбудсмен. 

В 2024 году социологи Санкт-Петербургского государственного университета провели исследование, посвященное подростковой занятости. По результатам исследования, 18 % ребят имеют работу – 6578 человек, из более чем 35 тысяч опрошенных. При этом в качестве видов своей занятости многие подростки указывали сферу дизайна, копирайтинга, предоставление услуг красоты, фотографию – те сферы, которые принято относить к креативной экономике, сообщила Мария Львова-Белова. 

Креативные индустрии занимают 3 % доли ВВП в экономике, рассказал генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. На сегодняшний день в 49 регионах России работают 67 школ креативных индустрий. «К 2030 году их должно быть больше 230. Мы рассчитываем, что через шесть лет будет порядка 25 тысяч учащихся единовременно в этом поле, в сторону создания вкуса, желания действовать в креативных индустриях, как актор, в первую очередь. Сегодня подростку не хватает самоопределения. Чтобы понять, насколько ты в этом хорош, в тебе нужно попробовать сначала, почувствовать, как это работает. На сегодняшний момент школы уже переходят в разряд продюсерских центров, потому что действительно высокий спрос на авторство, на творческий продукт», – сказал он. 

В настоящее время Компания HeadHunter акцентирует внимание как на подростках, так и на студентах, сообщил заместитель директора по работе с государственными органами компании Даниил Чугунов. «Несколько лет назад мы говорили, что невозможно найти работу подросткам, либо это какая-то теневая занятость, либо нелегальная занятость, то сейчас ситуация обстоит совершенно по-другому. Уже сейчас работодатель готов предлагать детям в возрасте от 14 до 17 лет 100 тыс. рублей. При этом средняя зарплата подростков составляет 20-30 тыс. рублей. Эта ситуация таким образом выглядит на рынке труда уже третий год подряд, в среднем. Что касается вакансий для подростков, то лидируют вакансии, которые не требуют каких-то специальных профессиональных навыков», – отметил он. 

К основным проблемам представитель HeadHunter отнес неумение подростков составлять резюме. «По нашим данным, только 12 % школьников умеют правильно составлять резюме, а главное, у них оно просто есть. Поэтому у нас действительно большая проблема с тем, что ребенок сейчас не обладает определенными навыками, действительно нужно двигаться в эту сторону. Также надо двигаться в сторону и того, что необходимо проводить оценку софт-скиллов, мягких навыков, мягких компетенций детей», – сказал Даниил Чугунов.

По данным исследования Санкт-Петербургского государственного университета, каждый десятый опрошенный подросток отметил, что у него есть свой блог, а 11 % из них монетизируют свое увлечение. Поддерживают стремление подростков проявить себя в креативных индустриях и крупные работодатели. Предпрофессиональная подготовка подростков с участием бизнеса является хорошим ориентиром для того, чтобы ребенок понял, что ему туда надо, считает директор по управлению персоналом АО «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева. «Очень здорово, когда подростки стремятся в креативную индустрию, но, как правило, следствием такого стремления является примеры блогеров, которые становятся очень быстро популярными, монетизируют. Создание какого-то контента и участие в креативной индустрии ради этой монетизации тоже не является самоцелью», – подметила она. 

Также Антонина Приезжева обратила внимание на то, что для крупных работодателей процесс адаптации подростка на работе может быть достаточно сложным. Одновременно работодатели в креативных индустриях отмечают, что подростки прекрасно чувствуют новые тренды, понимают, как сделать и доставить контент. «Но при этом, конечно, уровень насмотренности еще достаточно невысокий в силу совершенно естественного отсутствия жизненного опыта. И поэтому мы опять обращаемся в то качество контента, которое могут создавать ребята. Да, действительно, те профессии, в которых потенциальная готовность есть – это линейные продюсеры, профессии, которые связаны с организаторскими способностями», – сказала Антонина Приезжева.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица уже несколько лет подряд реализует инклюзивный проект «Шаг навстречу», который позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья найти себя в креативных индустриях, рассказала ректор вуза Анна Кислицына. «Порядка 150 ребят приезжают к нам два раза в год и получают первые навыки художественного творчества. Это может быть и прикладное искусство, это могут быть изобразительные произведения. И приобщение к дизайну у них начинается уже сейчас. Более того, готовятся программы в нашем музее, где ребята могут тактильным образом, слабовидящие, ощутить произведения искусства. И вот такие программы мы развиваем и практикуем», – рассказала она. 

ArtMasters – это масштабные соревнования для специалистов в сфере креативных индустрий. Чемпионат дает возможность молодым талантам раскрыть свой потенциал. Заместитель руководителя АНО «АртМастерс» Анна Афанасьева сообщила, что чемпионат направлен на выявление творческого потенциала в ребятах разного возраста. «У нас на входе воронка федерального чемпионата 40 тысяч человек. Это молодые люди, это возраст 14-35 лет. У нас разные категории, но эта огромная воронка, до конца доходит 300. У нас конкурсная программа рассчитана таким образом, что самые классные эксперты в креативных индустриях просто на каждом шаге поддерживали ребят – предлагали литературу, реализацию конкретного творческого задания. И участники получают быстро обратную связь от профессионалов в индустрии», – подчеркнула она. 

Иван Скворцов, председатель Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге, рассказал, какая поддержка необходима молодым начинающим предпринимателям. «Мы провели с ребятами опро, касаемо того, чего не хватает молодым предпринимателям. В первую очередь – поддержки. Очень небольшой процент ребят, у которых родители являются предпринимателями или связаны с бизнесом. А значит, получить компетентный совет от специалиста достаточно сложно. Нужен человек, с которым можно поговорить, поделиться трудностями, переживаниями, настоящий наставник. Другой запрос – это подростковые центры, ориентированные на бизнес-тематику. Я считаю, что на базе действующих или новых подростковых центров нужно создавать такие объединения, кружки для юных предпринимателей. И, конечно, информационная поддержка лучших инициатив – это также то, в чем особенно нуждаются начинающие предприниматели», – поделился он.  

Директор Центра прикладной социологии Санкт-Петербургского государственного университета Майя Русакова отметила, что нельзя недооценивать роль труда в воспитании и формировании личности. «Когда мы говорим о работе, о труде, о креативе, о самостоятельности, то очень важно оставаться честными и обсуждать сложные вопросы, с которыми сталкиваются не только подростки, но и взрослые люди», – сказала она. 

По ее словам, подростки родились в цифровую эпоху, а значит, осваивают ее намного быстрее, чем взрослые. «И в этом плане, конечно, в очень многих профессиях они будут лучше. Уже буквально через три-пять, через 10 лет, в принципе конкурентоспособность взрослых будет значительно снижаться именно в таких профессиях, которые связаны с “цифрой”, по сравнению с подростками», – отметила Майя Русакова. 

Эксперт считает, что работодателям нужно начинать работу с молодежью как можно раньше. «Мы сами должны к ним адаптироваться. Тогда и поиск, правильное позиционирование вакансий, установки мы будем их понимать намного раньше. Мы будем их легче адаптировать к нашему рабочему месту. Чем раньше мы начинаем работать, чем раньше работодатель встретится с подростками, тем больше у нас шансов сделать весь этот процесс более устойчивым», – заключила она.

Полученные в ходе дискуссии предложения планируется проанализировать и использовать дальнейшей деятельности детского омбудсмена в области подростковой занятости.