Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Дополнительное образование детей: вызовы и возможности

21 июня 2024 года

611

Общественный совет при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка инициировал проведение круглого стола, посвященного актуальным проблемам в сфере дополнительного образования детей. Участие в обсуждении приняли представители Министерства просвещения Российской Федерации, педагогического сообщества, региональных некоммерческих организаций, Ассоциации участников технологических кружков.

Вопрос летнего оздоровления и свободного времяпрепровождения детей в настоящее время крайне актуален, обозначила руководитель рабочей группы по вопросам образования Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Елена Хавченко, открывая круглый стол. Также она осветила ряд актуальных вопросов в сфере дополнительного образования, которые нуждаются в решении. «Актуальность дополнительного образования очевидна. Сегодня важно сработать во взаимодействии для того, чтобы наши вопросы получили огласку и конструктивные предложения, чтобы исправить ситуацию. Сеть дополнительного образования растет и становится очень многогранной. По-прежнему острыми остаются вопросы: нехватка мест, использование сертификатов на допобразование, равный доступ к дополнительному образованию, заработная плата педагогов», – сообщила Елена Хавченко. 

Заместитель начальника отдела координации и развития сферы организации дополнительного образования детей Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталья Григорьева считает, что необходимо повышать уровень воспитательной компоненты в дополнительном образовании, а также развивать высокотехнологичную инфраструктуру дополнительного образования, так как дети хотят заниматься робототехникой, собирать летательные аппараты и др. 

Также представитель министерства поделилась актуальными данными результатов мониторинга Минпросвещения России. «Мы ежемесячно мониторим охват дополнительного образования во всех субъектах России. По итогам 2023 года у нас достигнут охват дополнительного образованием 84,3 %. Мы двигаемся каждый год с небольшой прибавкой. Отрадно, что в этом году у нас охвачено 23,7 % детей с ОВЗ. Это один из ключевых показателей Концепции развития дополнительного образования детей, этот показатель вырос в два раза по сравнению с 2022 годом», – рассказала Наталья Григорьева. 

По ее словам, инфраструктура дополнительного образования развивается. На сегодняшний день созданы 76 региональных центров поддержки талантливых детей и молодежи, а до конца года они будут созданы в 85 субъектах. «Кроме того, на 30 % повышается охват детей технической направленностью и естественно-научной. Это говорит о том, что дети заинтересованы в практико-ориентированном дополнительном образовании. Это новый вызов и то, с чем нужно работать», – считает представитель Минпросвещения России. 

«Росдетцентр» продвигает различные проекты для развития и воспитания детей и молодежи. Одним из флагманских стал проект «Навигаторы детства», отметила начальник управления организационно-методического обеспечения ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Анна Сергутина. В основе – идеи развития системы наставничества в стране. 

«“Навигаторы детства” – проект по внедрению ставок советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. С 1 сентября 2023 года он охватил все субъекты Российской Федерации. Советник становится координатором воспитательной работы. И здорово было бы, если советники были бы проинформированы о всех возможностях дополнительного образования. Возьмем этот вопрос в работу. Сотрудничество школ с организациями дополнительного образования могло бы усиливать эту сторону», – сказала Анна Сергунина.

Член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, председатель Комитета по образованию и науке Союза «Родительская Палата», руководитель Ассоциации Семей России и сообщества «Многодетные Семьи Санкт-Петербурга и Ленобласти» Оксана Падалко считает, что одной из проблем доступности дополнительного образования является возраст детей. 

«Подростковые клубы закрыты с 1 февраля 2023 года для детей до 14 лет. Дети младше этого возраста могут посещать какие-либо мероприятия только на платной основе. Работа подростковых клубов строится для тех, кому исполнилось 14 лет и до 35. Это молодежь, которая учится, работает и имеет свои семьи, поэтому посещает клубы достаточно редко. Младший подростковый возраст начинается в 9 лет, и категория детей до 14 лет не имеет возможности полноценного дополнительного образования», – подчеркнула эксперт.

Вице-президент Ассоциации участников технологических кружков Анастасия Старостинская рассказала о развитии технологических кружков в России. «На данный момент у нас уже более 600 тыс. человек, которые задействованы по всей России в наших проектах. Мы ежегодно запускаем проекты, которые направлены на поддержку технологических кружков. Один из главных вызовов заключается в том, что дети мало выбирают технические кружки. Нам важно, чтобы тренд с программирования и ИТ менялся в сторону физики. Возрождение системы технических кружков могло бы обеспечить кадры для будущего технологического суверенитета», – отметила она. 

Член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, координатор по воспитательной работе факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры экстремальной психологии факультета психологии Федор Ушков предложил снизить возраст доступности бесплатного посещения кружков, развивать кружки с детальным подходом психолого-педагогического взгляда на них, а также более активно использовать информационные ресурсы.

По итогам круглого стола была сформирована резолюция, которая будет использоваться в работе института уполномоченных по правам ребенка.