Уличная социальная служба: перспективы развития и способы коммуникации с подростками
5 июля 2024 года
1435
Федеральный центр развития программ социализации подростков совместно с аппаратом Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка инициировали проведение круглого стола, посвященного организации уличной социальной службы по работе с подростками. Участие приняли представители НКО, руководители региональных молодежных организаций, эксперты в области детства.
Одной из главных задач института уполномоченных по правам ребенка является распространение передового и интересного опыта по всей России. Одно из таких направлений – уличная социальная служба для работы с подростками, считает руководитель аппарата Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Алексей Газарян.
«Среда, в которой растет и развивается ребенок, может быть ориентирована на его потребности и предлагать возможности для реализации. Уличная служба позволяет обеспечить контакт с целевой группой, для которой привычными местами являются Интернет и улица, донести до подростков полезную информацию, собрать обратную связь, понять, как живет подростковое сообщество», – отметил он.
Отдельного внимания требует культурная и языковая адаптация детей мигрантов. «Подростки с миграционной историей, которые приехали без знания языка, в логике социальной работы являются группами риска. Мы не знаем точно, сколько у нас детей мигрантов. Существуют школы, в которых процент обучающихся детей мигрантов составляет 90%. Мотивация к обучению у таких подростков, как правило, не очень высокая. Нам нужно исследовать возможности уличной социальной работы в этом направлении», – сообщил руководитель аппарата Уполномоченного.
Пока уличные службы не нашли такого широкого распространения, как подростковые пространства, которые сейчас работают почти в каждом регионе страны, отметил руководитель Федерального подросткового центра Валерий Майоров. «Мы обучаем специалистов, но служб от этого больше не становится. Это очевидный вызов. Чаще всего и наиболее стабильно уличные службы функционируют на базе органов молодежной политики или других подведомственных учреждений. Основные задачи, которые выделили регионы – это обеспечение безопасности на улице, реакция на изменения социальной ситуации среди подростков», – подчернкул Валерий Майоров.
По его словам, запуску мешает не всегда достаточная квалификация специалистов, финансово-ресурсные ограничения, сложности в выстраивании межведомственного взаимодействия. Кроме того, ФПЦ ставит задачу внедрить курс по уличной социальной службе в программы подготовки специалистов по молодежной работе высших учебных заведений.
Одна из первых уличных социальных служб в России открылась в Санкт-Петербурге. Государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» – организационно-методический, информационно-аналитический центр, генерирующий инновационные программы по профилактике асоциального поведения молодежи и реализующий их на территории Санкт-Петербурга.
Начальник Учебно-методического центра Яков Костюковский рассказал об опыте организации, этапах становления уличной службы и основных сложностях уличного патруля. «У социального работника в патруле нет никаких дополнительных прав, находясь на патруле он не может проверить документы, проводить до дома или совершить иное действие на благо подростка. Эта работа ювелирная, люди знают, как спросить, чтобы им ответили, что сделать, чтобы их послушали. В Санкт-Петербурге есть спрос на службу, запросов у нас хватает. Самыми любимыми местами становятся заброшки, находящиеся под охраной. Он отметил, что сложности таких служб заключаются в непонимании важности таких рейдов», – сообщил он.
Руководитель уличной службы, заместитель директора ресурсного центра развития добровольчества и детско-юношеского движения ГБУ РЦ «Молодежь плюс» Дарина Пантелеева рассказала об опыте Саратовской области. «За 2024 год у нас 24 выхода. Действительная проблема – отсутствие финансирования. В рамках проекта мы работали со 148 подростками. У нас есть карта, где отмечены места, где подростки проводят свое время, мы наладили межведомственное сотрудничество, через нашего уполномоченного по правам ребенка (Татьяну Загороднюю – ред.) удалось транслировать опыт Саратова на всю область», – отметила представитель региона.
В Новосибирской области основное направление уличных социальных служб – привлечение ребят в подростковые пространства региона, сообщила менеджер отдела информационно-технологической безопасности КБУ Агентства поддержки молодежных инициатив Елизавета Варава.
«В области 715 тыс. представителей молодежи, более 60 % расположены в Новосибирске. На территории Новосибирска находятся 20 молодежных центров, а в области 15. В нашем случае в уличной службе к подросткам подходят не взрослые, а сами подростки. Это не рейды и не проверка, мы рассказываем подросткам о пространствах, где они могут проводить свое свободное время», – сказала она.
В результате встречи эксперты сошлись на том, что уличные службы удачнее всего открывать на базе учреждений, подведомственных региональным органам исполнительной власти. Такие рекомендации уже есть в Белгородской области. Социальные педагоги включены в постоянный состав уличной службы Белгорода. Работа начинается со сбора информации о местах скопления подростков, об этом рассказала Анна Шенцова. «Перед открытием уличной социальной службы состоялась встреча руководителя управления образования администрации Белгорода со специалистами отделов ПДН, где было принято решение об открытие уличной службы, а также о сотрудничестве во время организации выходов. Работа начинается со сбора информации о местах скопления подростков. По итогам выходов сформированы весенняя и зимняя интерактивные карты мест скопления подростков. Мы провели 175 выходов», – подчеркнула представитель Новосибирской области.
Все полученные в ходе обсуждения предложения занесены в резолюцию и будут использованы в дальнейшей деятельности Уполномоченного.