Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Библиотеки как площадка для творческого и интеллектуального развития детей и взрослых: эксперты обсудили, чем могут привлечь читальные залы в эпоху информационных технологий

31 октября 2024 года

41

В Международный день школьных библиотек, который в России и во многих странах мира проводится в четвертый понедельник октября, в Общественной палате РФ прошел круглый стол «Библиотека как точка притяжения подростков и их родителей». 

Первая в таком формате встреча руководителей федеральных, региональных и  муниципальных библиотек, региональных детских омбудсменов, представителей семейных досуговых центров, образовательных учреждений, книжных издательств, писателей, а также детских организована аппаратом Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка и Федеральным центром развития программ социализации подростков (Федеральным подростковым центром). 

Специалисты библиотечного дела поделились своим опытом, удачными наработками и трудностями на пути преобразования классических читальных залов со своим набором правил в комфортное и притягательное пространство для проведения досуга и общения взрослых и детей, а также решения многих социально значимых задач.

Как сообщила директор Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Мария Веденяпина, в стране была создана уникальная система детских библиотек, которой нет нигде в мире. Сейчас в России действует около 42 тысяч публичных библиотек, в том числе 3331 детская специализированная библиотека. «37 % читателей библиотек сегодня — это дети, на них приходится и основная доля выдачи книг, — отметила она. — Такое количество библиотек в стране — это все пространства, которые нужно использовать как  воспитательные, образовательные, досуговые площадки».

Мария Веденяпина рассказала о реализуемых в РГДБ проектах: детская библиотека занимает площадь более 10 тысяч кв.м., в фондах – 700 тысяч наименований книг, 16 читальных залов разделены на возрастные категории - от совсем малышей до подростков. И на всем этом пространстве функционируют книжные клубы, секции по интересам,  творческие лаборатории, проводятся конкурсы.  

Кроме того, 10 таких творческих лабораторий существуют уже и в новых регионах: там не только изучают русский язык и историю языка, но и историю Российского государства. 

Удачный опыт создания интересного для подростков пространства на базе библиотеки представила директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Невельская централизованная библиотечная система» Елена Павлова. В декабре 2021 года там был организован центр «При деле»: ребята сами решали, чем заполнить досуг, выбирали форму мероприятий и занятия. «Сейчас мы предлагаем подросткам различные мастер-классы, настольные игры, проводим профориентацию, уже третий год организуем турниры по логическим играм “Ребусня”, устраиваем квартирники, недавно родилась идея молодежного краеведческого проекта, – рассказала она. –  Быть всегда при деле – это и досуговое пространство, и площадка для самореализации». По ее словам, подростковое пространство постепенно становится местом притяжения детей, и на библиотечной площадке Невельска, таким образом, растет уже второе поколение детей.

Сейчас библиотеки повсеместно, как отметили эксперты, проходят период обновления, модернизации, подстройки под требования времени и современных подростков. Так, на Сахалине детской библиотеке было отдано огромное помещение, которое изначально было предназначено для торгового центра; в Вологде детская библиотека получила новое здание; капремонт был проведен в детской библиотеке в Тюмени.

В Иркутской области, рассказала главный советник аппарата Уполномоченного по правам ребенка региона Анна Иванова, под эгидой областной юношеской библиотеки реализуется комплексный подростковый проект, направленный на укрепление детско-родительских отношений. 

В библиотеках разных муниципалитетов было открыто девять подростковых пространств. Площадки сделали максимально комфортными – с мягкими сиденьями, магнитными досками, там можно поиграть в настольные игры,  поучаствовать в интеллектуальных конкурсах или просто отдохнуть. Дети задействованы в съемках видеороликов, подкастов, учатся графике, финансовой грамотности, участвуют в различных мероприятиях. В библиотеках действуют семейные клубы и гостиные. «Все это нацелено на создание комфортного пространства для интеллектуального и творческого досуга подростков и их родителей, – отметила Анна Иванова. – Девять пространств уже создано, работаем над открытием еще порядка 10 таких площадок».

Директор государственного бюджетного учреждения культуры «Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина» Ирина Тябутова рассказала про решение проблемы занятости подростков в городе Зима, на малой родине поэта Евгения Евтушенко. Именно библиотека, по ее словам, стала самой популярной подростковой точкой в Иркутской области, там дети проводят все свободное время.

В то же время библиотеки могут служить площадкой не только для досуга подростков, но и психологической помощи как детям, так и взрослым. 

Автор практик «Клубы «Устойчивая семья» и школы родителей, писатель, основатель АНО «Азбука семьи» Диана Машкова рассказала о том, как пространство библиотек используется для поддержки семей с детьми. В частности, именно на этих площадках работают клубы «Устойчивая семья» для родителей, находящихся в кризисной ситуации. Эти клубы являются частью пилотного проекта «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до четырех лет» стратегической программы «Дети в семье» Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. «Через игры, практики, упражнения очень хорошо это продвигается в библиотеках. Пространство располагает – люди не боятся, не воспринимают их как какое-то государственное учреждение, где их будут ругать и осуждать», – отметила Диана Машкова и привела статистику: во многом благодаря участию в клубе 80% родителей находят в себе силы сохранить детей в семье, 10% родителей возвращают детей из учреждений. По ее словам, благодаря проведенной именно в библиотеках работе с семьями 318 родителей забрали из учреждений своих 55 детей, а еще 527 детей не попали в эти учреждения, «потому что родители иначе стали смотреть на вещи, на себя и взаимоотношения с партнерами».

На круглом столе были обозначены и основные проблемы, которые необходимо решать.

Во-первых, это недостаточная востребованность ресурсов библиотек. Охват населения может быть выше, убеждены эксперты, и здесь сказывается проблема отсутствия адресной рассылки, информирования населения, освещения в СМИ. Поэтому проблема, как привлекать людей к библиотечным мероприятиям, стоит для администраций читальных залов достаточно остро. 

Еще одна проблема, которой поделилась заместитель руководителя стратегической программы Уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Оксана Филоненко, касается доступности библиотек детям с инвалидностью и ОВЗ. 

Библиотеки становятся адаптивными и инклюзивными для разных категорий людей – и пандусы строят, и тактильные таблички для невидящих делают, отметила она, но по-прежнему остро не хватает осведомленности об услугах библиотек тем людям, которым порой бывает просто очень сложно выйти из дома. «Библиотеки могут стать точкой притяжения не просто для деток, но и для семей с детьми с инвалидностью, чтобы им было там комфортно, чтобы они стали местом для всей семьи и распространяли свои услуги на все наше общество», – сказала она.

Третья проблема, на которую обратили внимание эксперты, это необходимость навигации по книгам. По словам главы РГДБ, «в том море детских и подростковых книг, которые выходят в стране, нужен навигатор – библиогид, который давал бы ориентир по книгам».

И здесь важно мнение издателей, которые уверены, что запрос на книги исходит в первую очередь от самих читателей – детей и подростков, а во вторую – от библиотек, которые хорошо знают интересы, вкусовые предпочтения и востребованность в той или иной литературе от своей непосредственной аудитории.

В этом контексте издательство АСТ активно работает с библиотеками и потребителями – подростками, рассказал директор департамента детской литературы ООО «Издательство АСТ» Сергей Тишков. 

По его словам, трендом последних двух лет стала иллюстрированная современными художниками классика. «Она является наиболее покупаемой в книжных магазинах, в абсолютном количестве такие издания очень хорошо приобщают к чтению подростков и молодежь», – рассказал он. Сергей Тишков отметил, что классика в современном молодежном исполнении - японские манги и южнокорейские вебтуны, а также аниме имеют большую фан-базу в России, которую должны учитывать издания и библиотеки. 

В качестве примера он привел изданную АСТ серию «Мастера корейской иллюстрации» из шести книг восьми авторов: красиво оформленное, иллюстрированное издание классики XVIII-XIX веков уже не воспринимается детьми как нечто устаревшее, уверен он.

Еще один жанр, с которым активно взаимодействует издательство, это комиксы. АСТ выпустило серию книг для детей известных советских авторов в виде комиксов, а также комиксы по популярному мультсериалу. 

«Комиксы – жанр, которого пугались в России, однако он во многом помогает ребенку, в том числе и гаджетозависимому, выйти из онлайн-формата в офлайн», – заметил Тишков. 

О комиксах как инструменте приобщения детей и подростков к чтению говорил и писатель, сценарист, продюсер, член Общественного совета при Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка, общественный деятель Олег Рой.

По его мнению, комиксы можно адаптировать и использовать их в виде  графических романов и повестей для популяризации чтения. «Мы с библиотеками провели эксперимент: сократили визуальный ряд с 90% до 50%, чтобы было 50 на 50 текста и картинок, – сообщил он. – Потихоньку двигаем детей, чтобы они еще и читали».

Согласно данным социологов и социальных антропологов, библиотеки успешно борются за статус третьего места после дома и работы, где люди много коммуницируют и взаимодействуют друг с другом, формируют свое мнение и социализируются. И в этом плане у библиотек, уверены эксперты, есть огромный потенциал для развития подрастающего поколения. Главное - не потерять свою идентичность, не превратиться в развлекательный центр, а остаться образовательной, воспитательной, интеллектуальной и одновременно досуговой площадкой как для детей, так и взрослых.

Школа родителей «Азбука семьи» также проводилась на территории библиотеки. По словам Машковой, эта практика имеет уже доказанную эффективность: 96% родителей получили знания в области семейной и детской психологии, 60% семей улучшили отношения с детьми, программу прошли более 4000 человек. «Библиотеки для нас – идеальное пространство, куда семья может прийти, где она себя чувствует комфортно, и в непринужденной атмосфере люди встречаются, обмениваются опытом, начинают дружить и постепенно прорабатывают психологические дефициты, выполняя сложную психологическую работу», – пояснила она.

Советник директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик Российской государственной библиотеки для молодежи (РГБМ) Юлия Наумова рассказала об опыте РГБМ в развитии инклюзивного направления. 

«Чтобы вовлечь человека с инвалидностью, нет других способов, кроме как привести его сюда, чтобы он лично увидел, что пространство доступное – есть функциональные пандусы, широкие проемы, нет порогов, двери открываются автоматически,  – сказала она. – Человек придет, и он знает, что его ждут обученные сотрудники, мы создаем разного рода вспомогательные материалы». 

По словам Наумовой, необходимо создать такую культурную повестку мероприятий, где человек с инвалидностью не будет оставаться в роли благополучателя, важно, чтобы человек имел возможность проявить себя в роли эксперта, был активно вовлечен в процесс. 

Так, в молодежной библиотеке действует клуб русского языка для глухих и слабослышащих, инклюзивный литературный клуб «Желтая лампа» с применением тактильных моделей, где, в том числе проводится сказкотерапия для детей с проблемами слуха вместе с родителями, работает лекторий «Психологическое здоровье молодежи», реализуется проект «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодежи с инвалидностью», работает комикс-центр, где была создана социальная история в жанре комикса, в том числе для молодежи с ментальными особенностями.

Олег Рой рассказал о проекте комиксов про русских супергероев, которые рассказывают о 89 регионах, о ледокольном флоте, о православии и других темах в легкой, доступной, приключенческой форме. «Серия расходится моментально, особенно на воссоединенных территориях, ребенок получает информацию, и это как раз та самая мягкая сила, с которой мы можем заходить к детям», – отметил он.

Сейчас по плану – выход серии комиксов о героях СВО, спорта, разведки. «Платформа в виде комиксов удобна и интересна для быстрого визуального решения каких-то задач, которые стоят, в том числе, внутри библиотечного пространства, – убежден он. – Каждая библиотека может начать издавать собственные комиксы. И хотелось бы, чтобы библиотеки делали запрос на собственный литературный контент, а не брали бы только то, что есть на складах или застоялось».

По его мнению, библиотеки точно знают, что сегодня хотят читать дети, подростки, семьи. «Это важно - получить обратную связь и отталкиваться от нее, в том числе и с учетом регионов», – добавил он. В данном случае библиотеки могут выступать источником обратной связи и заказчиком на определенный литературный контент.