Доверие, диалог и действие: эксперты обсудили компетенции для работы с подростками
2 сентября 2025 года
366
Аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка совместно с Федеральным подростковым центром провел круглый стол, посвященный вопросам ключевых компетенций специалиста по работе с подростками. Участие в работе круглого стола приняли представители органов власти, региональные уполномоченные, члены Общественного совета при Уполномоченном, сотрудники БФ «Страна для детей», эксперты сфере детства, представители НКО.
Открыл обсуждения модератор круглого стола заместитель директора-руководитель Федерального центра развития программ социализации подростков ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Валерий Майоров. «У нас большая цель – с сентября запустить в пилотном режиме модель компетенций, которую мы сделали. В рамках круглого стола хотим обсудить что такое компетенции, как они оцениваются и как это работает», – сказал он.
О профессиональных квалификациях специалистов по работе с подростками в системе независимой оценки квалификации рассказал председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Юрий Герций.
«Для реализации и осуществления деятельности квалификаций создаются советы по профессиональной квалификации. Сейчас в России таких советов 47. Независимая оценка квалификации осуществляется центрами оценки. Это независимые структуры, которые создаются на базе организаций. У нас уже есть 9 стандартов для специалистов, которые так или иначе работают с детьми. Можно подумать о разработке специальных стандартов: специалист по социализации подростков и специалист по координации оказания ранней помощи детям. Мы готовы оказать методическую помощь», – предложил эксперт.
Советник Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Светлана Захарова рассказала о компетенциях специалиста по работе с подростками, находящимися в конфликте с законом. По ее словам, социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, профилактика безнадзорности и беспризорности – одни из ключевых направлений деятельности Фонда. Светлана Захарова поделилась региональными практиками в этом направлении.
Федеральный подростковый центр в течение года проводил исследование «Модель компетенций специалистов, работающих с подростками». На вопросах разработки и апробации модели компетенций специалиста по работе с подростками остановилась руководитель отдела исследований Федерального центра развития программ социализации подростков ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Екатерина Павшенко.
«У нас получилась “Модель компетенций специалиста по работе с подростками”. Смысловым стержнем этой модели являются доверие, диалог и действие. Доверие – фундамент, диалог – основной метод установления контакта с подростком, действие – результат. Структура модели включает пять ключевых блоков: ценностно-смысловые компетенции, личностные качества, базовые профессиональные компетенции, профессиональные специфические компетенции и мета-компетенции», – рассказала она.
К ценностно-смысловым компетенциям она отнесла уважение, поддержку, этичность, соблюдение границ. Личностные качества: искренность, эмпатия, харизматичность, открытость. Среди базовых профессиональных компетенций – знание возрастной психологии и физиологии, умение применять современные методики работы, навыки организации безопасного пространства, использование увлекательных форматов работы. К профессиональным специфическим компетенциям эксперт отнесла знание современного социального контекста, навыки работы с родителями, базовые знания кризисной психологии. Необходимые мета-компетенции: коммуникативные навыки, гибкость, рефлексия, саморазвитие и цифровая компетентность.
В ходе круглого стола выступили и другие эксперты. Озвученные позиции и предложения будут изучены для использования в дальнейшей деятельности.