Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова высказала предложения по совершенствованию помощи детям с расстройствами аутического спектра

2 апреля 2019 года

156

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова приняла участие в пресс-конференции, посвященной системе непрерывного межведомственного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России, на которой озвучила некоторые предложения по совершенствованию помощи детям с РАС.

В своем выступлении детский омбудсмен отметила, что согласно данным ВОЗ, несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист, а теперь аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Ежегодно в Европе количество таких больных увеличивается на 11-12 %, в странах Азии – на 20 % ежегодно. В России по данным Министерства здравоохранения в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысяч детей с РАС, а в 2017 году - более 22 тысяч. Анна Кузнецова сказала о том, что увеличение количества детей с РАС свидетельствует, в том числе, и о повышении качества диагностики.

Детский омбудсмен отметила,  что «одна седьмая часть обращений граждан в аппарат Уполномоченного связана с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ». Относительно детей с РАС, наиболее распространенные обращения касаются нарушения прав детей на обеспечение образованием, подобные нарушения выявляются и в ходе выездов Уполномоченного в регионы. «Во-первых, это нехватка учебных заведений и классов для обучения детей с особенностями развития. С 2012 по 2016 годы произошло сокращение на 8,7 % коррекционных образовательных учреждений для обучающихся с ОВЗ. Для родителей сегодня очень важен выбор – обучать ребенка в специализированном учреждении или в формате инклюзивного образования», - сказала Анна Кузнецова.

В качестве имеющихся проблем детский омбудсмен отметила дефицит прошедших специальную подготовку специалистов, тьютеров для обучения детей с ОВЗ; недостаток финансирования программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки лиц, работающих с детьми с нарушениями здоровья; низкий уровень материальной базы образовательных учреждений, реализующих программы образования для детей с ОВЗ и детей – инвалидов; отсутствие системного межведомственного мониторинга по актуальным вопросам обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; недостаточное научно-методическое сопровождение инклюзивного образования; слабую информированность родителей детей с РАС.

Уполномоченный по правам ребенка озвучила несколько предложений по совершенствованию помощи детям с расстройствами аутического спектра. Анна Кузнецова подчеркнула, что, прежде всего, необходимо наладить системное информирование родителей детей с РАС.

«Очень важно, чтобы ещё, начиная с момента первых признаков или этапа диагностики, родители получали полную информацию о том, что и где, какой ресурс они могут использовать для своего ребёнка, как на региональном, так и на федеральном уровне», - сказала Анна Кузнецова. Детский омбудсмен  добавила, что зачастую родители упускают драгоценное время для лечения и реабилитации ребенка.

Анна Кузнецова добавила, что эти меры потребуют привлечения специалистов и определенных организационных подходов, но выразила уверенность, что со всем этим можно справиться, начав с пилотных регионов, а затем реализовав формат инклюзивного образования полноценным образом по стране.

Также Уполномоченный по правам ребенка сказала о важности социальной рекламы, подчеркнула, что про детей с особенностями развития необходимо рассказывать, чтобы в обществе к ним складывалось верное отношение.   

В заключение Анна Кузнецова предложила экспертам, представителям ведомств подумать над созданием модели работы по помощи детям с РАС в регионах, «отработать её и просчитать, каким образом будет считаться, что программа помощи детям с РАС является эффективной». «Важно понимать, к чему работа по помощи детям с РАС должна прийти в каждом регионе страны, исходя из численности детей, их возрастных особенностей, начиная от ранней диагностики и заканчивая уже самореализацией в профессиональной сфере», - подытожила Анна Кузнецова.