Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова провела совещание по вопросам совершенствования законодательства в части постинтернатного сопровождения детей-сирот

19 июня 2019 года

182

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова провела рабочее совещание по вопросам реализации инициатив, призванных усовершенствовать законодательство в части постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее данные меры были подготовлены детским омбудсменом и направлены на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Министерства просвещения РФ, а также Фонда поддержки социально незащищенных категорий граждан «Мы нужны друг другу» и Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет – «Детские деревни SOS».

Свое выступление детский омбудсмен начала со статистики, отметив, что, согласно данным государственной отчетности, в 2018 году из организаций для детей-сирот в учреждения профессионального образования выбыло 4 343 человека и трудоустроено 185 человек.

«Вместе с тем, по данным ведомственной статистики, ежегодно из организаций для детей-сирот выбывает еще от 2 до 3 тысяч по иным причинам, которые статистика вообще не учитывает. И отсюда вопрос – что это за иные причины? Куда уходят тысячи сирот и что с ними дальше происходит?», – говорит Анна Кузнецова.

Детский омбудсмен обратила внимание, что в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) в прошлом году среди несовершеннолетних содержалось 12% детей-сирот, однако статистика по гражданам, совершившим преступления и попавшим в систему ФСИН, старше 18 лет и имевших статус сироты, не ведётся. «Если после 18 лет наши выпускники попадают в колонии – мы об этом не знаем», – сказала А. Кузнецова, отметив, что проблема состоит в нечувствительности к данной категории детей не только статистики, но и федерального законодательства в целом.

Также Уполномоченный по правам ребенка рассказала о результатах проведенного в субъектах РФ мониторинга оказания постинтернатного сопровождения, отметив, что ряд субъектов представляют нулевые показатели по постинтернатному сопровождению. «Это такие регионы как Калмыкия, Еврейская автономная область, Калининградская область, Орловская область, Хакасия, они нам присылают, или нулевые, или предельно низкие показатели по выпускникам сиротских учреждений, охваченных постинтернатным сопровождением в регионе», – сказала А. Кузнецова.

В качестве еще одного существенного пробела действующего законодательства детский омбудсмен отметила отсутствие упоминания о выпускниках сиротских учреждений как об отдельной категории граждан и об их постинтернатном сопровождении в национальных проектах и госпрограммах.

В этой связи Уполномоченный по правам ребенка озвучила ряд инициатив по совершенствованию законодательного регулирования на федеральном уровне постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди таких мер предоставление выпускникам сиротских учреждений социальной поддержки.

«Сегодня, дискутируя на эту тему, мы можем услышать, что, если они будут нуждаться, тогда мы поможем. Но зачем же мы будем дожидаться, когда у выпускника станет все плохо, когда он попадет в безвыходное положение? Нам бы очень хотелось, чтобы в 442-й федеральный закон («Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») были внесены изменения, которые априори определяли выпускника сиротского учреждения как лицо, которому необходимо оказывать социальную поддержку и сопровождение, безусловно с его согласия», — подчеркнула детский омбудсмен.

Целый спектр предложений коснулся защиты прав выпускников сиротских учреждений на образование, в том числе речь шла о специальных условиях приема на обучение по программам среднего профессионального образования, поступления в суворовские и кадетские училища, а также о реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования на бесплатной основе.

Третий блок предложений относился к защите прав детей-сирот на труд и на социальную защиту от безработицы. Детский омбудсмен отметила, что по данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.

В этой связи Анна Кузнецова предложила внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обратить внимание на региональные практики решения этого вопроса: «Есть неплохие региональные практики, возможно, их стоит проанализировать и принять как некую модель, которая помогла бы нам разрешить эту ситуацию на федеральном уровне».

Завершая свое выступление, детский омбудсмен предложила участникам совещания создать временную комиссию при Уполномоченном по правам ребенка для решения выше обозначенных вопросов.

«Сегодня напрямую этой темой не занимается ни одно ведомство, часть проблем касается Министерства просвещения, часть – Минтруда, часть относится к компетенции иных ведомств. Мы понимаем, что у семи нянек дитя без глазу. Но, решив эту проблему, возможно обеспечив тот минимальный стандарт социальной помощи, закрепив законодательно выработанную нами модель постинтернатного сопровождения, мы с вами сделаем большой шаг к полноценной социализации этих детей», – подчеркнула Анна Кузнецова.

Участники совещания единогласно поддержали предложение Уполномоченного по правам ребенка и выразили согласие на участие в комиссии, которая займется подготовкой пакета поправок в законодательство, совершенствующих поддержку выпускников детских домов и других сиротских учреждений.

«Выходить на единую программу – это совершенно правильно. У нас за бортом осталась очень важная тема защиты детей-сирот. Важно отшлифовать законодательство, признать ошибки и «белые пятна», которые имеют место быть, выйти на комплексное законодательное решение и на уровень федеральной программы постинтернатного сопровождения», – подчеркнула первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуры Лилия Гумерова.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева отметила, что необходимо «переходить к единым межведомственным практическим действиям на федеральном уровне» и поблагодарила детского омбудсмена за предложения по постинтернатному сопровождению детей-сирот, направленные в адрес ГД РФ. «Они были переданы в профильные комитеты, рассматриваются и в процессе работы над проектами законов, эти нормы могут быть учтены путем внесения поправок».

В свою очередь начальник Управления по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних Генеральной прокуратуры РФ Марина Зайцева подчеркнула важность, чтобы принятые в рамках создаваемой комиссии решения, воплотились в закон и действительно начали действовать и помогать выпускникам в их жизни.

Также в ходе совещания выступил президент Фонда поддержки социально незащищенных категорий граждан «Мы нужны друг другу» Альберт Сарбалаев. Сам, будучи выпускником детского дома, он подчеркнул важность озвученных инициатив, а также внес ряд предложений от лица выпускников сиротских учреждений из 20-ти субъектов Российской Федерации.