Анна Кузнецова обсудила с экспертами проблемы социализации слепоглухих детей
27 сентября 2019 года
152
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова провела круглый стол на тему «Социализация слепо-глухих детей: проблемы и пути решения».
Среди участников мероприятия – президент Благотворительного Фонда памяти Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Монахиня Ефросиния (Матвеева Ю.В.), представители Государственной Думы РФ, профильных министерств и ведомств, представители Правительства Московской области, члены Общественной палаты Российской Федерации, руководители образовательных, общественных и благотворительных организаций.
Детский омбудсмен отметила, что официальная статистика по числу слепоглухих в нашей стране не ведется. Согласно данным Благотворительного фонда поддержки слепоглухих – всего фондом выявлено 4 524 человека, из них 732 – несовершеннолетние.
Раскрывая актуальность встречи, Анна Кузнецова рассказала об эксперименте, который был проведен еще в 70-тые годы, когда для того, чтобы доказать реабилитационный потенциал людей с потерей слуха и зрения, четверых слепоглухих детей обучали по специализированной программе. В итоге все они получили высшее образование и добились больших успехов в своей профессиональной деятельности.
«На фоне этого примера и тех достижений, которых могут добиваться слепоглухие дети, страшно видеть результаты наших проверок детских домов-интернатов, когда у 4-5-летних детей буквально вдавлены глазницы. Это происходит, когда незрячие дети, не получая необходимого им внимания, давят себе на глаза, чтобы вызвать у себя хоть какие-то зрительные образы», – говорит Уполномоченный.
Анна Кузнецова обозначила ряд основных проблем, связанных с вопросами социализации детей с нарушениями зрения и слуха. В частности детский омбудсмен отметила, что, несмотря на принятый в 2018 году ГОСТ, предусматривающий стандарты реабилитации детей с ОВЗ, полноценная реабилитация и абилитация слепоглухих детей пока практически не проводится.
Так, слепоглухота не выделена в отдельный вид нарушений здоровья, то есть слепоглухие могут получить инвалидность и соответствующую помощь только по одному из нарушений здоровья – либо как глухие, либо как слепые. Очевидно, что те ТСР, которые им при этом предлагаются – для них не эффективны.
Одной из ключевых проблем является нехватка специалистов для работы с такими детьми: «Если родители еще могут найти специалиста и хоть как-то помогать своему ребенку, то для детей в ДДИ путь к социализации практически закрыт». Отсюда вытекают сложности с организацией образовательного процесса, дальнейшим трудоустройством и в целом интеграцией в общество.
Детский омбудсмен напомнила, что в настоящее время в России есть только один интернат для слепоглухих – Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов, однако проживание в нем, как и в любом другом реабилитационном центре или ином государственном приюте доступно только несовершеннолетним.
Анна Кузнецова подчеркнула, что решение вопросов по социализации, реабилитации слепоглухих детей должны быть комплексными, включать в себя пункты по обучению, проживанию, сопровождению специалистами, а также по дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних и их самореализации.
В этой связи президент Благотворительного Фонда памяти Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны Монахиня Ефросиния в своем выступлении представила проект многофункционального жилого комплекса для слепоглухих: «Мы придумали создать жилой учебно-производственный комплекс Деревня «Преображение», где у молодых людей будет возможность проживания на территории этой деревни, обучения профессиям, социализации и трудоустройства на базе этого комплекса»,– рассказала м.Ефросиния.
Заместитель директора Департамента государственной политики по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрий Лигомина также отметил, что сегодня ведется работа по совершенствованию законодательной базы, разрабатываются соответствующие документы, а с 2018 года через систему медико-социальной экспертизы начали вести учет слепоглухих детей.
Представитель Министерства просвещения РФ Ирина Терехина рассказала о намеченных планах по решению проблемы нехватки специалистов по работе с детьми с нарушением слуха и зрения. Предполагается, что в вузах будут открываться профильные специальности, а в регионах появятся ресурсные центры для обучения сотрудников.
Члены некоммерческих организаций рассказали о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться, а также о своей работе.
В заключение детский омбудсмен Анна Кузнецова отметила, что предложения, выработанные по итогам круглого стола, будут систематизированы и направлены на рассмотрение в соответствующие ведомства.