Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова: практически везде системный формализм и отсутствие профилактической работы с несовершеннолетними

18 февраля 2020 года

261

В период с 27 по 31 января представители Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка провели плановую проверку образовательных организаций Омской области, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – детские дома и интернаты, а также социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

В связи с резонансным случаем нарушения прав несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения со стороны сожителя матери, который с целью физического наказания заставлял мальчика стоять на коленях на гречке, по поручению Анны Кузнецовой особое внимание было уделено проверке работы региональных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В подготовленном по итогам инспекционной поездки отчёте отражены все выявленные нарушения в части, касающейся организации работы образовательных и социальных организаций региона.

Установлено, что социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних ненадлежащим образом осуществляют защиту прав и законных интересов детей, помещенных в них. В частности, отмечается отсутствие преемственности индивидуальной реабилитационной работы с воспитанниками – ранее составленные планы не учитываются, анализ проведённой работы с ребёнком и семьями не проводится. Кроме того, не по всем поступившим в центры несовершеннолетним проведена процессуальная проверка в связи с имевшимися у них телесными повреждениями.

Аналогичная картина наблюдается и в образовательных учреждениях региона, практически везде формально и бессистемно организована профилактическая работа с несовершеннолетними, индивидуальная профилактическая работа (ИПР) осуществляется на крайне низком уровне. Информация о выявленных несовершеннолетних, нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы, другим органам системы профилактики не передаётся, не все дети, имеющие устойчивое противоправное поведение (драки, употребление ПАВ, «снюсов»), ставятся на внутришкольный учёт. Некоторые образовательные учреждения области практически игнорируют порядок осуществления профилактики и организации мониторинга суицидального поведения подростков, информация в уполномоченные органы о попытке суицида несовершеннолетнего своевременно не передаётся. Системная профилактическая работа по данной тематике среди учащихся не проводится, несмотря на 18 завершённых суицидов несовершеннолетних в школах региона в 2019 году. Согласно статистике, в Омской области зафиксирован рост подросткового суицида (в 2016 г. – 11, в 2017 г. – 13, в 2018 г. – 11). Число попыток суицида несовершеннолетних также остаётся высоким – ежегодно фиксируется более 60 случаев.

Особо отмечается формализм в работе социальных служб и отсутствие взаимодействия между органами системы профилактики. В частности, разные учреждения социального блока в течение одного месяца предоставляют абсолютно противоречащие друг другу акты проверки жилищных условий семьи. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг не предусматривают мероприятий, направленных на восстановление детско-родительских отношений, а информация о несовершеннолетних и семьях, находящих в социально опасном положении, поступает из КДНиЗП в единый банк данных также с существенной задержкой, в некоторых случаях до девяти лет. ИПР с детьми, находящимися в группе риска, тоже проводится формально, результаты работы не оцениваются, изменения в планы не вносятся, программы дублируются, отсутствует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нередко протоколы совета по профилактике оформляются «под копирку», изменения в тексте документа касаются только даты и номера.

О низкой эффективности работы территориальных комплексных центров социального обслуживания населения с семьями несовершеннолетних свидетельствуют и случаи повторного помещения детей в СРЦН: в 2017 и 2018 годы – по 12 детей, в 2019 году – восемь человек. Таким образом, социальными службами не решается задача по выводу семей из социально опасного положения.

Кроме того, существенно различаются данные уполномоченных ведомств Омской области о семьях в социально опасном положении. Так, в 2018 году в региональных подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 3 023 таких семей, в областной КДНиЗП – 1 076, а в едином банке данных о семьях, находящихся в социально опасном положении, – 1 527. Несоответствие подтверждает отсутствие должного межведомственного взаимодействия между органами системы профилактики и низкой координирующей роли КДНиЗП.

Несмотря на наличие во многих образовательных организациях отдельных ставок педагогов-психологов, а также повышенные требования к их профессиональному уровню образования и надлежащему выполнению своих обязанностей, не все педагогические и социальные работники в регионе получают заработную плату в должном размере, определённым Указом Президента и распоряжением Правительства Российской Федерации. В свою очередь, низкая заработная плата, возможно, является причиной того, что из пяти человек по штатному расписанию, четыре ставки являются вакантными, а отсутствие специалистов приводит к тому, что не все нуждающиеся дети и семьи получают необходимую помощь в исправлении девиантного поведения несовершеннолетних. Также выявлены факты откровенного подлога в работе, когда согласно записям в журнале психолог проводил профилактические беседы с детьми группы риска, а на самом деле воспитанники в это время отсутствовали в учреждении и находились, например, на лечении в больнице.

Как итог подобного состояния дел в регионе – криминальная обстановка среди несовершеннолетних, прежде всего не достигших возраста уголовной ответственности, ухудшается. Отмечается существенный рост числа несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, совершивших правонарушения, подпадающие под признаки преступлений (с 351 в 2016 году до 444 в 2019 году), а также увеличение количества таких правонарушений, совершенных до достижения возраста уголовной ответственности.

Кроме того, нарушаются права несовершеннолетних воспитанников детских-домов и интернатов на охрану здоровья, не исполняются медицинские рекомендации, не обеспечивается преемственность лечения, ненадлежащим образом ведётся медицинская документация. Для детей-инвалидов не создана доступная среда, в учреждениях отсутствуют пандусы на лестницах.

Нарушаются имущественные и жилищные права несовершеннолетних воспитанников детских учреждений – вклады сирот размещены под самый низкий процент – 0,01 % годовых, не организована работа по взысканию алиментов, со счёта воспитанника списаны денежные средства на его лечение и транспортировку к месту лечения без компенсации. Воспитанники некоторых школ-интернатов жаловались на нехватку питания и высказывали претензии к его качеству, выявлены нарушения СанПин. В библиотеке детского дома имеются книги сомнительного содержания, создающие предпосылки для возможного нарушения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В одном из образовательных учреждений обнаружены сведения о возможном изнасиловании несовершеннолетней, предположительно совершённом осенью 2019 года. Тогда психолог лишь провела беседы с детьми, которые опровергли указанные факты, однако, руководству учреждения и в правоохранительные органы данная информация не передавалась. Заявление в полицию подано только после выявления данного нарушения представителями детского омбудсмена.

«Где тонко, там и рвётся. Проверка показала, что, к сожалению, наше предположение подтвердилось – случай с ребёнком, над которым издевался отчим, а также многочисленные абсолютно безграмотные шаги органов опеки говорят о системных сбоях, – заявила Анна Кузнецова. – За каждой ошибкой, непрофессионализмом конкретного исполнителя – судьба ребёнка, поэтому мы будем неустанно выявлять нарушения, заявлять о проблемах в этой сфере пока не добьёмся действенных решений, как в конкретном случае, так и в целом». По информации детского омбудсмена, в настоящее время мальчик вместе с мамой находится на совместном проживании в интернате, с ними работают специалисты-психологи, в том числе помогают восстановить детско-родительские отношения.

Все замечания, выявленные недостатки в работе детских учреждений и в деятельности органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и социальных служб Омской области, а также предложения по их устранению в ближайшее время будут направлены руководству региона. Вопросы по их устранению остаются на контроле Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анны Кузнецовой.

 

v