Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова направила руководителю региона результаты проверки Калужской области

21 апреля 2020 года

147

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова направила временно исполняющему обязанности Губернатора Калужской области Владиславу Шапше результаты проверки региональных органов системы профилактики, в которых изложены выявленные нарушения, а также предложения по их устранению. Инспекцию региона проводили сотрудники аппарата детского омбудсмена совместно с Уполномоченным по правам ребёнка в Калужской области.

«В процессе проведения плановой проверки в Калужской области уже начали применяться ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения эпидемии коронавируса COVID-19. Эти обстоятельства существенно усложнили работу специалистов детского омбудсмена, но ни одно нарушение не осталось без внимания проверяющих, – подчеркнула Анна Кузнецова. – Руководству региона направлена подробная справка о выявленных недостатках в работе органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и нарушениях законодательства в части соблюдения прав и законных интересов детей».

В качестве положительных тенденций в документе отмечается ежегодное сокращение количества выявляемых в регионе детей, лишившихся родительского попечения. Данный показатель в Калужской области в расчёте на 10 тыс. детского населения (0-17 лет) в 2019 году составил 12,0 (в 2017 году – 15,6). Кроме того, на 14,1 % уменьшилась численность родителей, лишённых родительских прав (2017 г. – 220 чел., 2019 г. – 189 чел.).

«Вместе с тем эти и другие показатели ещё не отвечают требованиям, предъявляемым к органам системы профилактики по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, оказанию им необходимой помощи в целях сохранения семьи и недопущения лишения родительских прав. Деятельность органов опеки и попечительства не всегда эффективна и не соответствует основным задачам, которые перед ними стоят по сохранению семьи. Не единичны случаи формального подхода к решению вопросов о лишении родительских прав или ограничения в родительских правах», - отметила Анна Кузнецова.

Так, в качестве примера детский омбудсмен привела случай, когда женщина, являясь лицом из числа детей-сирот, родила ребенка, но не имела ни собственного жилья, ни средств к существованию. После обращения в органы опеки, рассказав, что находится в трудной жизненной ситуации, она подписала соглашение о временной передаче новорожденного в специализированный дом ребенка. Затем женщина несколько раз навещала малыша, но после указанного срока не забрала ребенка, а органы опеки и попечительства вышли в суд с требованием о лишении женщины родительских прав, вместо того, чтобы принять меры помощи матери. Суд обосновано посчитал соответствующее требование преждевременным. 

В письме Уполномоченный по правам ребёнка обратила особое внимание на причины, повлёкшие увеличение количества возвратов детей из приёмных семей в детские учреждения, на нарушения в деятельности детских учреждений и региональных органов опеки и попечительства.

Несмотря на положительную динамику в части отменённых решений о передаче ребёнка на воспитание в семью (за последние три года этот показатель снизился на 6,9 %), вместе с тем, число отменённых решений по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей возросло  на 4,5 %, а их доля от общего количества отменённых решений увеличилась с 75,9 % до 85,2 %.

В частности, как показал анализ принятых решений, в 2019 году чаще всего возвращали детей подросткового возраста от 12 до 17 лет, которые находились под опекой у родственников пожилой возрастной группы, большинство которых не проходили должную подготовку в школе кандидатов и не тестировались на готовность принятия ребёнка в семью. Как следствие, они не справлялись с воспитанием подопечных, особенно в пубертатном возрасте, что приводило к затяжным глубоким конфликтным ситуациям, провоцирующим детей к протестным реакциям. Анна Кузнецова призвала проанализировать причины высоких показателей возврата детей в государственные учреждения и по результатам принять соответствующие меры.

Кроме того, проверка выявила существенные нарушения имущественных прав несовершеннолетних воспитанников детских домов и интернатов. Детский омбудсмен обратила внимание на бездействие органов опеки, администраций детских учреждений, и службы судебных приставов в регионе. Так, к примеру, в 2019 году из 1 487 детей, находящихся в замещающих семьях, алименты получают лишь 539, а из 182 детей в организациях для детей-сирот – лишь 64 воспитанника. Кроме того, в регионе существует практика, когда прекращение исполнительного производства по взысканию алиментов происходит по инициативе самих опекунов (учреждений), так как неработающие должники, ведущие асоциальный образ жизни, являются именно той категорией граждан, с которых сложнее всего взыскать алименты, но легче прекратить исполнительное производство по личному заявлению опекуна.

«Такая пассивная позиция должностных лиц, призванных отстаивать имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никоим образом не направлена на защиту имущественных прав воспитанников, – отметила Анна Кузнецова. - Вместе с тем и органы опеки и попечительства не учитывают то обстоятельство, что при выходе из детского учреждения единственная материальная поддержка у несовершеннолетнего – это сумма, находящаяся на его счету, при этом средства воспитанников размещены в банках под минимальную процентную ставку».

Анализируя недостатки в деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анна Кузнецова указала на большое количество самовольных уходов несовершеннолетних из детских интернатных учреждений города Калуги и Калужской области. Так, в 2019 году в детских государственных организациях зафиксирован 281 самовольный уход несовершеннолетних, из них 196 неоднократно.

По оценке детского омбудсмена, воспитанникам не в полной мере оказывается психологическая помощь, в том числе в связи с фактом самовольного ухода, не должным образом организовано свободное и каникулярное время воспитанников, как значимая часть воспитательного процесса и эффективное средство профилактики от безнадзорности и побегов.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации Анна Кузнецова призвала руководство региона принять меры по устранению нарушений в сфере деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калужской области.