Общественный совет при Уполномоченном обсудил вопросы дистанционного обучения
30 апреля 2020 года
164
Общественный совет при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка в режиме онлайн-конференции обсудил проблемы перехода образовательного процесса в дистанционный формат.
С введением в России ограничительных мер в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции школы во многих регионах страны перешли на дистанционный формат обучения с использованием информационных технологий. Участники Общественного совета представили позиции учителей, педагогов вузов, врачей, родителей, психологов по прохождению такого обучения и его возможным рискам.
Все участники обсуждения сошлись во мнении о невозможности выбора дистанционной формы обучения как основной, подчеркивали, что дистанционные технологии не могут и не должны вытеснить контактное образование, а должны рассматриваться лишь как одна из дополнительных возможностей и использоваться только в случае форс-мажорных обстоятельств.
Ранее на эту тему высказывалась Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова: «Важно сделать выводы, как усовершенствовать дистанционную систему, чтобы при необходимости она могла быть использована, но ни в коем случае нельзя вдаваться в другую крайность! Ни в коем случае не заменить традиционное обучение. Здесь я бы хотела сделать отдельный акцент – именно усовершенствовать, но не заменить. Замена личного, непосредственного контакта учителя и ученика онлайн-формой недопустима. С моей точки зрения, это бесконечно ценное и важное, и это есть в традиционном образовательном процессе».
На заседании Общественного совета участники обсудили такие вопросы как обеспечение детей техникой для получения знаний, влияние дистанционного обучения на здоровье несовершеннолетних, совершенствование системы в целом.
Одна из участниц встречи привела данные опроса в Санкт-Петербурге, который показал, что больше всего родителей при дистанционной форме обучения беспокоят риски для здоровья детей, на втором месте - проблемы обучения в многодетных семьях. В частности, в таких семьях без внимания остались дети дошкольного возраста, где родители погружены в проблемы учебы старших детей, что представляет угрозу несчастных случаев с малышами, предоставленными самим себе.
На заседании участники встречи озвучили ряд предложений, некоторые из них:
- определить нормативно-правовой статус дистанционного обучения;
- разработать единую федеральную программу дистанционного обучения и единое программное обеспечение для этого;
- оценить максимально допустимое время работы ребенка за компьютером или планшетом в разных возрастных группах;
- разработать стандарты и более профессиональный контент для дистанционного обучения, учитывающий возраст школьников, особенности восприятия информации в сетевой среде: так, отмечалось, что дистанционный формат требует иных методик удержания внимания;
- производить запись онлайн-уроков, чтобы дети из многодетных семей, которые занимаются по очереди, имели возможность посмотреть какие-то уроки позднее, обеспечение детей техническими средствами для занятий;
- оказание методической помощи учителям, подготовка педагогов к такой форме обучения;
- представители родительского сообщества просили скорректировать проведение контрольных и в целом процесс оценки знаний, отмечая снижение качества усвоения материала школьниками.
По итогам конференции озвученные предложения лягут в основу резолюции, которая будет направлена на рассмотрение Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка.