Анна Кузнецова представила Президенту РФ доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка за 2019 год
29 мая 2020 года
216
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова представила главе государства ежегодный доклад о деятельности правозащитного института в 2019 году.
Доклад подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации», в нём отражены результаты деятельности детского омбудсмена в 2019 году, оценка соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации, а также представлены предложения о совершенствовании их правового положения.
В 2019 году Уполномоченный по правам ребёнка в приоритетном порядке принимал меры по сохранению традиционных семейных ценностей, развитию в регионах детской паллиативной помощи, дополнительного образования, созданию позитивного контента для подростков, организации качественного питания в образовательных организациях, обеспечению детской безопасности, в том числе в летний период, помощи семьям с детьми в тяжёлой жизненной ситуации, а также детям группы риска и несовершеннолетним в учреждениях ФСИН России, становлению наставничества и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и интернатов, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Детальный анализ обращений, их динамики в сопоставлении с данными мониторингов, проведённых проверок, статистики федеральных ведомств позволили Уполномоченному выделить ряд наиболее острых вопросов, которые требуют скорейшего разрешения, принятия точных и эффективных мер. Совместно с уполномоченными в субъектах РФ, представителями органов государственной власти, правоохранительных структур, общественных организаций, экспертов в различных сферах деятельности были выработаны предложения о принятии нормативно-правовых актов, а также предложения, направленные на совершенствование государственной политики по защите семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации. Помимо этого, в 2019 году Уполномоченным было рассмотрено свыше 140 законопроектов, нормативно-правовых актов и инициатив по совершенствованию законодательства, на 70 законопроектов даны соответствующие заключения.
В 2019 году приняты меры в защиту более 1 тыс. воспитанников детских домов-интернатов, в интересах более 5,5 млн детей проведена работа по предупреждению и устранению нарушений, выявленных в ходе мониторинга организации питания в образовательных учреждениях.
В Докладе отражена информация о деятельности правозащитного института по разрешению ключевых проблем в сфере детства, в том числе в свете выработки эффективных алгоритмов действий и законодательных инициатив в ответ на современные вызовы, такие как деструктивный контент в информационном пространстве, жестокость в подростковой среде, рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе с использованием сети Интернет, дети в зонах вооружённых конфликтов, вовлечение подростков в протестные акции и митинги.
Первый раздел доклада рассказывает об основных направлениях деятельности Уполномоченного, призванных максимально эффективно реагировать как при работе над конкретным случаем, так и вырабатывать системные меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказанию помощи семьям с детьми, среди них работа:
· с обращениями граждан в защиту прав несовершеннолетних;
· по взаимодействию с органами власти, государственными структурами и общественными организациями, обеспечивающими защиту прав и законных интересов ребёнка;
· по координации деятельности региональных уполномоченных;
· по мониторингу механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей;
· по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав и законных интересов детей;
· по развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
· по возвращению российских детей из зон вооружённых конфликтов на территории Республики Ирак и Сирийской Арабской Республики;
· по реализации инициатив, социальных проектов и акций Уполномоченного.
Второй раздел полностью посвящён правоприменительной деятельности Уполномоченного по защите основных прав и законных интересов ребёнка в основных сферах его жизнедеятельности:
· право на жизнь, защита от насилия;
· право жить и воспитываться в семье;
· охрана здоровья;
· образование;
· отдых и занятость;
· социальное обеспечение;
· гражданство;
· право на жилище;
· алименты;
· доступ к информации и информационная безопасность;
· занятие спортом;
· право на объединение;
· судебная защита и квалифицированная юридическая помощь.
По каждому из этих направлений Уполномоченным выработаны и изложены рекомендации органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов РФ, и субъектам права законодательной инициативы, направленные на улучшение положения российских детей.
В Докладе также приведены примеры нарушения прав несовершеннолетних в различных сферах, выявленные Уполномоченным в ходе личных приёмов и работы с обращениями граждан, результаты инспекционных поездок в детские учреждения и мониторингов соблюдения прав детей, информация о мерах по содействию в восстановлении нарушенных прав, а также предложения по совершенствованию законодательства в интересах детей и семей с детьми. При его подготовке использована официальная информация органов государственной власти, включая статистические данные, сведения, полученные в ходе участия в совещаниях, «круглых столах» по вопросам защиты прав и законных интересов детей, а также материалы СМИ и социальных сетей по проблемам в сфере детства.
Анна Кузнецова: «Все детские беды прожиты и пропущены через сердце, поэтому хочется, чтобы наши выводы были услышаны, а предложения достигли воплощения. В 2020 году мы продолжим наращивать темпы работы Института уполномоченных по правам ребёнка. Сфера нашей деятельности обширна: мы высказываем свою позицию по законодательным инициативам, сами выступаем с предложениями к субъектам законодательного права по совершенствованию законодательства, работаем с конкретными ЧП и рассматриваем обращения, а также предлагаем системные меры, представляем их на различных федеральных площадках, постоянно расширяем взаимодействие с некоммерческими организациями – и это только малая часть. Сегодня ни одно ведомство в системе исполнительной власти не реализует задачи защиты детства в полном смысле этого слова. Специфика одного предполагает защиту здоровья детей, другого – права на образование, третьего – на безопасность, и так более двадцати структур. Анализируя работу нашего Института и проблемы, с которыми приходится сталкиваться, очевидно, что для понимания эффективности принимаемых решений в сфере детства нужен целостный взгляд на то, что принесёт та или иная мера в долгосрочной перспективе. Именно поэтому мы работаем над новыми подходами к оценке эффективности реализации мер в сфере детства. Лишь точная обратная связь, адекватная и своевременная экспертная оценка позволят сформировать точные векторы в вопросах защиты детей, за которыми самое главное – благополучие конкретной семьи, конкретного ребёнка».
Ссылка на доклад: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/May2020/5IYpevfVd8zvvDAvGE47.pdf
§