Анна Кузнецова находится на связи с региональными уполномоченными в Оренбургской и Брянской областях по резонансным ситуациям, произошедшим с детьми
4 июня 2020 года
155
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова находится на связи с региональными детскими омбудсменами по ситуациям, произошедшим с детьми в Оренбургской и Брянской областях. Эти случаи в очередной раз продемонстрировали несовершенство работы органов системы профилактики, о реформировании которых детский омбудсмен заявила на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Ранее стало известно об отобрании из семьи органами профилактики четырех детей в Оренбургской области, на кадрах видно, как ребенка силой забирают из рук матери, дети напуганы: «Самое страшное, что это действия органов профилактики, задача которых, в первую очередь, помощь и защита семьи. Мы сразу связались с детским омбудсменом области, вместе с сотрудниками прокуратуры она выехала на место».
Сейчас в ситуации разбираются компетентные органы, будут проверены, в том числе действия органов системы профилактики: «Мы видим, что система наказывать умеет, теперь стоит проверить – была ли предложена помощь семье, все ли было сделано для ее сохранения», – отмечает детский омбудсмен.
В настоящее время дети находятся в государственном учреждении, им помогают с перенесенным потрясением справиться специалисты, привлечены психологи.
Другой резонансный случай произошел в Брянской области – здесь в приемной семье была обнаружена истощенная 7-летняя девочка, которая весила всего 9 килограмм. Несовершеннолетнюю волей случая обнаружил сосед в запертой на замок комнате. «Ощущение, что ребенок после того как его 6 лет назад передали в приемную семью, просто стал невидимым для системы. И снова налицо результат бездействия органов системы профилактики, которая не сработала, вовремя не заметила этого ребенка – девочка истощена, никто ее не навещал, никто не видел, что она живет в затхлой, захламленной комнате под навесным замком. Ребенок не говорит, не умеет обслуживать себя, и если будет доказано, что это приобретенные последствия отношения к ней приемных родителей, то это страшное преступление против ребенка», – заявила Уполномоченный.
Сейчас девочка помещена в медицинское учреждение, где проводится полное обследование состояния ее здоровья.
«В последнее время произошел целый каскад ЧП, связанных с действиями или бездействием органов системы профилактики. Наши мониторинги, выезды в регионы, прокурорские проверки, работа следственных органов выявляют множественные системные сбои в деятельности органов опеки и попечительства, которые повлекли за собой грубые нарушения прав детей, в том числе тяжелые и необратимые последствия», – говорит детский омбудсмен.
Проведенный анализ показал, что имеющиеся нарушения обусловлены: слабым межведомственным взаимодействием, отсутствием системы подготовки и подбора кадров, отсутствием четких критериев оценки деятельности органов опеки и попечительства.
В этой связи Уполномоченным по правам ребенка предложено реформировать органы опеки и попечительства: «Первое, что нужно сделать – это разработать концепцию реформирования с участием экспертов, общественных организаций, родительского сообщества, профильных министерств и ведомств – всех кто работает сегодня, защищая семью и семейные ценности, чтобы на этой основе выстроить четкие поэтапные шаги для изменения такого ключевого инструмента работы с семьей. Чтобы семья, прежде всего, чувствовала свою защиту, а не боялась органов опеки, выстроить такую систему, которой семья будет доверять», – считает Анна Кузнецова.
Также предложенное детским омбудсменом реформирование органов опеки и попечительства предполагает выстраивание четкой и понятной вертикали управления, пересмотр приоритетности задач структуры: защита семьи, её целостности - должна быть одной из основных задач. Кроме того важно обратить внимание на программы подготовки специалистов, кадровое обеспечение и выйти на новый уровень межведомственного взаимодействия с органами системы профилактики, в настоящее время это взаимодействие практически не реализовано.