Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова оценила предложения региональных детских омбудсменов в сфере образования

20 августа 2020 года

154

В ходе очередной сессии Всероссийского совещания уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации, проходившей под председательством Уполномоченного при Президенте России по правам ребёнка Анны Кузнецовой, детские омбудсмены представили региональный опыт работы в области защиты прав детей на образование, а также предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

С докладами о положении дел в сфере образования выступили председатели координационных советов Уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации, входящих в состав федеральных округов РФ. Каждое выступление включало в себя комплексную оценку доступности и качества дошкольного, школьного и дополнительного образования в федеральном округе, обозначение самых острых проблем и предложения по их устранению.

Также в мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств – Министерства здравоохранения РФ, Министерства просвещения РФ, Генеральной прокуратуры России, МВД России, ФСИН России, Рособрнадзора и Роспотребнадзора, которые в ходе выступлений уполномоченных комментировали важные моменты и отвечали на интересующие омбудсменов вопросы.

Как следует из докладов, одной из основных проблем в сфере дошкольного образования для большинства регионов остаётся нехватка мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до 3 лет. Чем крупнее город, тем больше родителей не могут обеспечить пребывание ребёнка в детском саду, чаще всего эта проблема касается территорий новой застройки – когда на целый микрорайон строится всего один детский сад. Омбудсмены отметили, что такое положение вещей не только сказывается на благосостоянии семей (невозможность устроить ребенка в сад порой вынуждает одного из родителей отказываться от работы и постоянного заработка), но и негативно влияет на принятие решения о рождении последующих детей.

Целый спектр проблем уполномоченные выделили в области реализации прав детей на получение общего образования, среди которых: сложности, связанные с транспортной доступностью школ (преимущественно в сельской местности), нехватка образовательных организаций, с которой омбудсмены также связывают проблему наличия второй и даже третьей смен в школах некоторых регионов, нехватка специалистов (тьютеров) для обучающихся несовершеннолетних с ОВЗ, отсутствие в учебных заведениях постоянного пребывания медицинских работников и многое другое.

Комментируя вопрос нехватки медперсонала в школах, директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения России Елена Байбарина, отметила, что понимание необходимости таких специалистов есть, и в настоящее время прорабатывается вопрос создания совершенно новой должности – бакалавр школьной медицины: «Уже подготовлен и утвержден профессиональный стандарт – это средний медицинский работник с высшим медицинским образованием, программа обучения которого включает все знания по гигиене детей и подростков, по особенностям психологии школьников». Она добавила, что такие специалисты также будут получать знания, необходимые для работы по инклюзивным программам, что расширит возможности получения образования детей с ОВЗ.

Ещё одна проблема, на которой заострили внимание многие уполномоченные – это конфликты между участниками образовательного процесса, а также непринятие мер по профилактике таких ситуаций. Анна Кузнецова отметила своевременность поднятого вопроса в свете поправок по воспитательной работе, внесенных Президентом РФ в закон об образовании, и предложила провести на эту тему отдельное межведомственное совещание: «Мы живем в 21 веке и говорим, что не можем конфликт решить. Важно, чтобы эта работа не была формальной, чтобы действенные механизмы обратной связи помогали нам выявлять такие бездействующие органы, что в том числе поможет нам влиять на профессионализм кадров, которые входят в такие комиссии по урегулированию конфликтов».

Обсуждая вопросы в сфере дополнительного образования, омбудсмены говорили о слабой материально-технической базе учреждений, устаревшем оборудовании, остром дефиците кадров и практической недоступности такого вида образования для детей из отдаленных территорий, а также нехватке видов дополнительной занятости для детей в летний период.

Кроме того, в ходе обсуждения детские омбудсмены поделились конкретными историями по защите прав семей с детьми, с которыми им довелось столкнуться в практике своей работы, однако для разрешения проблемных ситуаций регионального ресурса им оказалось недостаточно. Например, уполномоченный при Главе Республики Дагестан по защите семьи, материнства и прав ребенка Марина Ежова рассказала, что в одном из районов республики была закрыта единственная школа, между тем в данном населенном пункте проживает порядка 11 тысяч человек. Детский омбудсмен подчеркнула, что накануне начала учебного года такая ситуация недопустима, а заместитель начальника ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры России Евгения Победоносцева попросила передать ей подробную информацию по сложившейся ситуации для выяснения всех обстоятельств произошедшего. Многие прозвучавшие в ходе сегодняшнего заседания вопросы представителями надзорных ведомств и органов исполнительной власти, присутствовавших на совещании, тут же были взяты на контроль.

Предложения детских омбудсменов по совершенствованию государственной политики в сфере образования напрямую связаны  с выявленными проблемами, среди них – строительство дополнительных образовательных учреждений, расширение перечня организаций допобразования, совершенствование их материально-технической базы, отказ от 2 и 3 смен и от «шестидневки», обеспечение бесплатным горячим питанием всех категорий школьников, вне зависимости от возраста и особенностей здоровья, разработка дополнительных мер по медицинскому сопровождению в школах и многое другое.

Подводя итоги совещания, представители федеральных ведомств и министерств выразили готовность к развитию дальнейшего сотрудничества. Анна Кузнецова поблагодарила коллег и гостей встречи за продуктивную работу, подчеркнув, что многие вопросы, которые попадают на стол детских омбудсменов, находятся на стыке деятельности многих ведомств, поэтому значение таких совместных мероприятий сложно переоценить. «Все предложения, прозвучавшие в ходе сегодняшнего мероприятия, будут аккумулированы и направлены в ведомства для обсуждения и дальнейшей проработки», – отметила омбудсмен.