Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Анна Кузнецова направила руководству Амурской области рекомендации по устранению выявленных нарушений в ходе проверки

7 сентября 2020 года

148

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова сообщила об итогах проверки деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Амурской области, который после перерыва, вызванного ограничениями из-за пандемии коронавируса, проинспектировали советники детского омбудсмена.

В работе совещания под председательством заместителя Председателя Правительства Амурской области Юлии Рябининой, которое состоялось по окончании инспекции, приняли участие представители федерального и регионального детского омбудсмена, осуществлявшие проверку, а также председатели комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех без исключения муниципалитетов Приамурья. Советники аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка довели до сведения коллег результаты проверки, отметив все выявленные нарушения и недостатки.

Особое внимание в ходе инспекции уделялось межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики Амурской области. Мониторинг охватил работу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве региона, 13 из 29 муниципальных комиссий, 12 межведомственных консилиумов специалистов, созданных при органах местного самоуправления, а также четырёх государственных автономных учреждений – Поярковского центра содействия семейному устройству «Доверие», Константиновского центра социальной помощи семье и детям «Росток», Белогорского центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» и Белогорского социально-реабилитационный центра для несовершеннолетних.

 
В ходе мониторинга выявлены нарушения федерального и областного законодательства в части формирования и комплектации кадрового состава как областного, так и муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также ведения документации.

Слабо организовано методическое обеспечение деятельности комиссий. Кроме того, в регионе сложилась сложная обстановка с кадровым обеспечением КДН и ЗП. Так, в Ромненском районе с июля 2019 г. по настоящее время сменилось четыре ответственных секретаря комиссии, в семи территориальных комиссиях ответственные секретари имеют опыт работы менее года. В Мазановском районе произошла практически кадровая катастрофа, когда четыре месяца с сентября 2019 года по январь 2020 года не было секретаря комиссии, и председатель комиссии не исполнял своих обязанностей. По этой причине дела об административных правонарушениях не рассматривались, сроки истекли, и правонарушители ушли от ответственности.

Отмечается слабое взаимодействие комиссий и межведомственных консилиумов, в том числе, в работе со случаем. В ходе проверки установлены неоднократные нарушения Порядка межведомственного взаимодействия по выявлению и предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защиты прав и законных интересов детей. Одной из причин такого положения дел является то, что состав комиссии и межведомственного консилиума, как правило, идентичен, члены комиссии и консилиума теряют представление о различии функций этих структур.

Анализ протоколов межведомственных консилиумов в проверенных муниципальных образованиях даёт основание полагать, что имеются определённые трудности в работе с семьями. В частности, в Белогорске выявлены семьи, которые продолжительное время, с 2013 года, состоят на учёте. Ознакомление со списками семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации (ТЖС), социально опасном положении (СОП) или в группе риска, показало, что у специалистов КДН и ЗП, межведомственных консилиумов не всегда есть понимание, как правильно оценить причины неблагополучия семьи, её потенциал, а, следовательно, как выстраивать индивидуально-профилактическую работу.

Также нередки случаи, когда в КДН и ЗП не располагают сведениями не только о профилактической работе с семьёй, но и о случаях привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности. На момент проверки нескольких муниципальных комиссий зафиксировано отсутствие доступа к автоматизированной информационной системе (АИС) «Семья и дети», что существенно затрудняет деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

При ознакомлении с личными делами воспитанников организаций для детей-сирот, находящихся на территориях проверяемых КДН и ЗП, выявлен ряд нарушений в сфере имущественных прав несовершеннолетних. Кроме того, обращает внимание волокита в решении вопросов о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Так, воспитанник М. Белогорского центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга», 2005 года рождения, при наличии законных оснований, до сих пор не включен в указанный список.

Имеются факты отсутствия в личных делах воспитанников актов обследования сохранности жилья, запросы руководителей сиротских учреждений в адрес органов опеки и попечительства по данному вопросу остаются без внимания на протяжении года и более. Например, из Поярковского центра содействия семейному устройству и сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей «Доверие» неоднократно направлялись запросы на акты обследования сохранности жилья воспитанников – брата и сестры С., 2006 и 2012 гг. рождения. Следует отметить, что акты предоставлялись нерегулярно, не содержат развёрнутых бытовых и правовых характеристик жилого помещения, формален и неинформативен. При этом ни администрация организации, ни органы опеки и попечительства Михайловского района не обжаловали действия (бездействие) должностных лиц, обязанных производить осмотр жилого помещения воспитанников С., что привело к нарушению их жилищных прав.

Также в «Доверии» выявлен факт снятия в 2019 году денежных средств несовершеннолетнего С., 2008 года рождения. Никаких документов, подтверждающих законность/правомерность снятия и отчётность расходования, представлено не было.

Кроме того, установлены случаи систематического невыполнения алиментных обязательств. Так, к примеру, в Белогорском центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» ни один ребёнок не получает алименты. Это свидетельствует о неудовлетворительном взаимодействии руководителей учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с федеральной службой судебных приставов. В частности, их запросы в адрес ФССП остаются долгое время без ответов, при этом руководители организаций не принимают предусмотренных законом мер обжалования действий (бездействия) судебных приставов, а органы опеки и попечительства при очевидных нарушениях имущественных прав несовершеннолетних не принимают должных мер, направленных на их защиту.

Обращает на себя внимание и формальный подход к заполнению индивидуальных планов развития и жизнеустройства ребёнка. Фиксируемая в них информация, главным образом, кратко демонстрирует деятельность учреждения, направленную на развитие ребёнка, при этом полностью отсутствует информация, свидетельствующая о работе учреждения совместно с органами опеки и попечительства, направленной на возвращение ребёнка в кровную или замещающую семью.


Следует также отметить, что по итогам прошлой проверки защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Амурской области, проведённой в ноябре 2018 года, руководству региона были даны соответствующие рекомендации, в том числе и по совершенствованию межведомственного взаимодействия, особенно при организации индивидуальной профилактической работы. В частности, было указано на необходимость корректировки Порядка утверждения индивидуальной профилактической работы на заседаниях КДН и ЗП, сверки лиц, состоящих на учётах в субъектах системы профилактики в связи с семейным неблагополучием.

«К сожалению, лишь часть наших рекомендаций по итогам прошлой проверки Амурской области были выполнены региональными властями, и, как следствие, это усугубило ситуацию в ряде направлений – продолжаются системные нарушения прав детей. Это требует срочных решений, поэтому в ходе проведённого селекторного совещания с представителями всех муниципалитетов Приамурья мы обратили внимание на все основные нарушения и недостатки в регионе в сфере защиты прав детей. Контроль за исправлением ситуации будет не только продолжен, но и усилен», – подчеркнула Анна Кузнецова. По её мнению, выявленные нарушения свидетельствуют о давно назревшей необходимости органам исполнительной власти Амурской области, областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целом изменить подход к организации взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка направила руководству региона рекомендации для устранения вновь выявленных недостатков.