Анна Кузнецова: система образования одна из первых сталкивается с современными вызовами, которые встают перед нашими детьми
23 октября 2020 года
167
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова приняла участие в заседании коллегии Министерства просвещения РФ, которое прошло под председательством руководителя ведомства Сергея Кравцова.
На заседании обсуждались вопросы совершенствования подготовки и профессионального развития педагогических работников, развития среднего профессионального образования, а также концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
«Система образования одна из первых сталкивается с современными вызовами, которые встают перед нашими детьми, и это предъявляет к ней особые требования, – отметила Анна Кузнецова, приветствуя участников совещания. – Сегодня мы живем в стране с новой Конституцией, где дети и семья имеют приоритетное значение, принят Президентский закон о воспитании, поэтому необходимо совершенствовать воспитательный компонент в системе образования, и сегодня мы видим качественный скачок в этом направлении».
Уполномоченный по правам ребёнка отдельно остановилась на теме среднего профессионального образования (СПО), отметив, что из года в год наблюдается тенденция роста количества обучающихся. Так, численность несовершеннолетних, обучающихся по программам СПО в 2019-2020 учебном году, по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 3,8 % и составила более 3 миллионов человек. Кроме того, около 60 % выпускников школ выбирают для продолжения образования именно колледжи.
В этой связи, считает детский омбудсмен, нужно особо отметить необходимость совершенствования воспитательной функции. «Мы понимаем, что несовершеннолетние в СПО приходят уже со своим «багажом» взглядов на жизнь, поведенческих привычек. Заинтересовать, увлечь, настроить на созидательный лад их бывает гораздо сложнее, чем, к примеру, школьников, особенно если мы говорим о начальном, среднем звене. Что происходит, когда система не справляется с подростком, всем известно. Безусловно, универсального решения, которое искоренит подобные явления, не существует. Нужна кропотливая работа, комплекс мер, включающий как федеральные решения, так и учитывающий региональный компонент. Это касается совместной работы психологов, служб примирения, медиации, комиссий по делам несовершеннолетних в части реализации именно воспитательных компонентов», – подчеркнула Анна Кузнецова.
Также укреплению воспитательной функции в СПО, по её мнению, могут способствовать знания о традиционных семейных ценностях, которые особенно актуальны для подросткового возраста, и могут быть включены в программы подготовки специалистов среднего звена, в профильные учебные предметы. Важное значение имеет и занятость подростков во внеурочное время – это дополнительные занятия в спортивных секциях, кружках и трудоустройство. По данным Верховного суда, в 2019 году каждый третий подросток, совершивший преступление, не учился и не работал, а каждый пятый уже находился в конфликте с законом.
Вместе с тем Анна Кузнецова обратила внимание на необходимость поддержки классных руководителей и кураторов групп в СПО, на которых ложится особая нагрузка. Подобные меры уже предусмотрены в общеобразовательных организациях, но не во всех регионах установлены дополнительные выплаты за классное руководство в техникумах, колледжах.
Уполномоченный по правам ребёнка отдельно остановилась на проблеме профессиональной ориентации и дальнейшего трудоустройства детей-сирот. Так, по данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2019 году составило 30 780 человек, из них трудоустроено – 7 898 человек, что составляет лишь 25,7 %. В 2019 году признано безработными 15 025 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анна Кузнецова выделила несколько причин сложившейся негативной тенденции. В частности, она отметила, что в большинстве случаев определяющим фактором в выборе профессии и учебного заведения для ребёнка-сироты является наличие общежития в учреждении СПО. «В таких условиях ребёнок не может быть свободным в собственном выборе, а работа по его профессиональной ориентации выглядит скорее профанацией и даже провокацией, потому что проводится без учёта его личностных запросов и мотивации», – отметила детский омбудсмен. В этой связи она предложила предусмотреть возможность компенсации за съёмное жилье обучающегося в том случае, если при учебном учреждении не имеется общежития.
Ещё одной важной проблемой в доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются условия их приёма в образовательные учреждения. Анна Кузнецова напомнила, что ранее дети-сироты при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимались в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса. Но в 2013 при принятии нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указанная норма силу утратила. «Ранее действовавшая государственная гарантия приёма в учреждения среднего профессионального образования для детей-сирот остаётся, безусловно, актуальной и востребованной. Возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации указанной категории лиц», – подчеркнула Анна Кузнецова, отметив необходимость внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.
Кроме того, Анна Кузнецова обозначила проблему слабого постинтернатного сопровождения детей-сирот, а также вопросы обучения детей-инвалидов в СПО, их профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. В 2019-2020 учебном году по сравнению с предыдущим число детей-инвалидов, обучающихся в СПО, увеличилось на 16,2 %. К сожалению, поступает информация от родителей, воспитывающих таких детей, которая свидетельствует о ряде проблем, сообщила Уполномоченный по правам ребёнка.
«Очень важно, чтобы каждый ребенок вне зависимости от социального статуса, особенностей здоровья мог реализовать свой потенциал, применить свои способности. И такую возможность им необходимо предоставить», – подчеркнула Анна Кузнецова, отметив, что по всем обозначенным направлениям Институт уполномоченных по правам ребёнка готов оказать содействие и включиться в работу.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что инициативы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка будут рассмотрены.
В заседании коллегии приняли участие представители Министерства просвещения, центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Московского педагогического государственного университета, Института всеобщей истории РАН, педагоги, а также руководители некоторых крупнейших предприятия страны.