Анна Кузнецова оценила защиту прав детей на образование в 2020 году и внесла ряд предложений по совершенствованию этой сферы
30 апреля 2021 года
160
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова выступила на расширенном заседании коллегии Министерства просвещения РФ, посвященном вопросам реализации государственной политики в области образования, подведению итогов деятельности в 2020 году и задачах на 2021 год, а также вопросам развития системы воспитания.
Заседание состоялось под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова, коллегию открыла заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. В мероприятии также приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертного сообщества.
Уполномоченный по правам ребенка начала свое выступление с результатов взаимодействия с ведомством. Детский омбудсмен отметила, что, несмотря на достаточно непростой год, во многом осложненный пандемией коронавирусной инфекции, удалось добиться целого ряда значимых результатов.
В том числе – это укрепление воспитательного компонента в образовании в соответствии с решением главы государства, отмечена важнейшая роль педагогов, добавлены средства на оплату труда классных руководителей и многое другое. Введение уроков семьеведения в школах – следующим шагом в этом направлении, по мнению омбудсмена, должна стать подготовка специалистов, которые будут преподавать этот предмет детям. Кроме того, значимыми решениями Уполномоченный считает обеспечение детей горячим питанием в школах, вопросы реформирования органов опеки и попечительства. Отдельно Анна Кузнецова остановилась на вопросах организации летней оздоровительной кампании, подчеркнув, что в этом году удалось добиться решения о заполняемости лагерей до 75%, и теперь необходимо обратить внимание на поддержку инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления.
Также детский омбудсмен представила итоги анализа защиты прав детей на образование в 2020 году, которые основаны на обращениях граждан, мониторинге системы образования в субъектах России региональными уполномоченными по правам ребёнка, а также на результатах оценки этой сферы с помощью интегрального показателя «Качество детства».
Анна Кузнецова отметила, что в прошлом году порядка 17 тыс. граждан обратились в аппарат Уполномоченного по вопросам организации дистанционного образования. Детский омбудсмен акцентировала внимание на озвученном Президентом России приоритете традиционного очного образования и призвала внимательнее подходить к работе над реализуемыми в регионах пилотными проектами по обучению с использованием электронных средств: «Необходимо с особым вниманием отнестись к учету мнения родителей, которые считают, что не в полной мере удовлетворено их право на выбор формы образования для детей».
В сфере дошкольного образования омбудсмен отметила недостаточный охват детей: «Согласно мониторингу в рамках системы «Качество детства», только 11 регионов сообщили о достижении 100%-ной доступности дошкольного образования для детей до 3 лет. И только 20 субъектов России – об удовлетворении спроса на места для детей до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях, которые расположены в непосредственной близости от их места жительства». По мнению Уполномоченного, сегодня важно поддержать решения, которые не только предусматривают выплату компенсации родителям за непредоставленное ребенку место в детском саду или яслях, но и иные подходы, позволяющие гибко решать вопросы с доступностью дошкольного образования для детей.
Говоря об организации общего образования, детский омбудсмен обратила внимание на необходимость скорейшего решения вопроса по ликвидации второй и третьей смены в школах, отметив, что в настоящее время отмечается рост обучающихся во вторую смену – на 26,5%, в третью – на 8,8%. Кроме того, Анна Кузнецова обозначила проблему строительства новых жилых массивов без необходимой социальной инфраструктуры, и предложила предусмотреть заключение договоров комплексной застройки микрорайонов только при условии обязательного и своевременного возведения школ и детских садов.
Особое внимание детский омбудсмен уделила вопросу поддержки школ в сельской местности: «Во многих случаях школы являются главным условием существования большого села». И отметила проблему ликвидации и реорганизации образовательных учреждений без учета мнения местных жителей: «Это недопустимо, тем более, что в федеральном законе «Об образовании» чётко указано, что такие действия не допускаются без согласия жителей».
В сфере дополнительного образования омбудсмен обозначила проблему сокращения количества учреждений на 9,9% за последние три года, уменьшилось на 5,2% числол занимающихся в них детей, а также на 7% - число педагогов. Уполномоченный отметила, что родители жалуются на нехватку персонифицированного финансирования дополнительного образования для доступа каждого ребенка не менее чем к двум образовательным программам и подчеркнула необходимость создания условий для равного доступа детей к допобразованию во всех регионах.
В завершение выступления омбудсмен остановилась на вопросах обеспечения права на образование детей с ОВЗ, отметив, что, несмотря на увеличение числа таких детей на 9,4%, их присутствие в «обычных» классах выросло на 17,3 %, что говорит о развитии инклюзивного образования. В качестве проблем Анна Кузнецова отметила недостаточно развитую доступную среду для детей с особенностями здоровья, а также вопросы организации медицинской помощи в образовательных учреждениях. Уполномоченный по правам ребёнка выразила готовность участвовать в доработке Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года.
Анна Кузнецова поблагодарила Министра просвещения России за тесное взаимодействие как по решению проблем в регионах, так и в выработке системных решений на федеральном уровне. В свою очередь, Сергей Кравцов также отметил значимость сотрудничества: «Ваши предложения максимально находят отражение, в том числе и в нашей работе. Рассчитываю, что и в этом году мы будем так же тесно и продуктивно взаимодействовать».