Анна Кузнецова: "Подмены очного образования быть не должно"
17 августа 2021 года
185
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова приняла участие в стратегической сессии «Цифровое будущее России», которая проходила сегодня на площадке партии «Единая Россия». Участники обсудили вопросы внедрения цифровизации в различные сферы жизни, разработанный партией «Цифровой манифест», который станет частью народной программы «Единой России» и многие другие вопросы.
Модератором стратегической сессии «Единой России» выступил Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Хинштейн, участие также приняли Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ М. Шадаев, руководители и представители различных общественных объединений, благотворительных фондов, коммерческих организаций, операторов связи и интернет-сообществ, иных заинтересованных структур.
Детский омбудсмен свое выступление начала с вопросов цифровизации в сфере образования, особо подчеркнув, что, несмотря на накопленный опыт дистанционного обучения – подмены очного образования быть не должно. В подтверждение своих слов она обратилась к федеральному закону «Об образовании», в котором указано, что образование – это единство двух процессов: обучения и воспитания: «Воспитание через цифру выглядит достаточно сомнительным», – убеждена омбудсмен.
Также говоря о негативных последствиях дистанционного формата обучения, Анна Кузнецова заострила внимание на вопросах здоровья детей. Она отметила, что Институтом возрастной физиологии до сих пор не проведены научные исследования безопасного перевода школьников на обучение с использованием цифровых образовательных технологий, отсутствуют безопасные и разрешённые к использованию доступные учебные электронные издания и электронные средства обучения, нет новых гигиенических требований. Вместе с тем омбудсмен привела данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, которые представили результаты онлайн опроса почти 30 тысяч школьников на тему их самочувствия во время «дистанционки». Согласно исследованию более 77 % респондентов проводили ежедневно с цифровыми гаджетами 4 часа и более. У 83,8% учащихся отмечаются неблагополучные психические реакции пограничного уровня; у 42,2% – депрессивные проявления, 41,6% – астенические состояния, 30,7% – признаки компьютерного зрительного синдрома и так далее.
Она также перечислила ряд сложностей, с которыми столкнулись дети и их родители в период дистанционного обучения – это нехватка технических средств для обучения, трудности с выходом в интернет, особенно для удаленных территорий, и многое другое. Она отметила, что эти вопросы были подняты на встрече с Министром просвещения Сергеем Кравцовым. «Мы пришли к единогласному выводу – с 1 сентября только очный режим – никакой дистанционки безусловно быть не должно», – подчеркнула А.Кузнецова.
Вместе с тем детский омбудсмен назвала те направления, в которых считает развитие потенциала цифровых технологий важным и особенно актуальным. Это – применение цифрового обучения для отдельных категорий несовершеннолетних – например, находящихся на домашних формах обучения и для детей в СИЗО. А также в вопросах приближения к человеку различных социальных услуг, льгот и пособий, в том числе для сокращения сроков прохождения и обеспечения детей МСЭ, снижения бюрократических барьеров и т.д.
При этом Анна Кузнецова считает важным при использовании возможностей цифровизации ориентироваться на человека: «Очень важно при разработке различных документов, подходов, а также частных решений всегда помнить, что цифровизация для человека, а не наоборот».
Детский омбудсмен обратила внимание на важность, несмотря на цифровизацию многих процессов, сохранения постоянной обратной связи и живой коммуникации: «Важно, чтобы человек, пользующийся цифровой системой, имел оперативную обратную связь по вопросам ее работы и не оставался один на один с экраном». Она добавила, что это решение не только позволит исключить дублирование действий при неудачной попытке получить какую-либо услугу через сайт, но и будет востребованным для тех людей, которые не имеют необходимый уровень цифровой грамотности.
Также Анна Кузнецова отметила необходимость формирования единого языка общения для всех цифровых платформ: «Сегодня многие сферы стремительно наращивают цифровые ресурсы и для пользователя наступает сложный процесс, когда он должен освоить разные языки, на которых с ним «говорят» эти цифровые системы. Поэтому важно их «научить» общаться с человеком на одном языке».
Еще одним принципом работы в цифровой среде детский омбудсмен назвала удобство: «Решения должны быть удобны, чтобы услышать за этими процессами самого человека и его реальный запрос. Важно работать не на развитие технологий, не на цифровое будущее России, а на благополучие России».
В завершение своего выступления детский омбудсмен остановилась на вопросах продвижения с использованием цифровых технологий позитивного контента для несовершеннолетних, особо отметив важность социальной рекламы в сети интернет: «Необходимо наращивать те технические механизмы, которые позволили бы в сети быстрее встретить позитивный контент, а не деструктивную информацию». В ответ на это предложение Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи А. Хинштейн отметил, что такие предложения уже есть и выразил готовность работать в этом направлении.
Анна Кузнецова подчеркнула, что Институт уполномоченных всегда рад сотрудничеству и готов представлять свои инициативы по многим направлениям в сфере защиты прав детей.