Анна Кузнецова назвала основные векторы развития воспитания
18 августа 2021 года
139
Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка приняла участие в заседании рабочей группы по направлению «Воспитание» комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Образование».
Заседание прошло в формате видеоконференции. В обсуждении вопросов также приняли участие Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Губернатор Кировской области, руководитель комиссии Госсовета по направлению «Образование» Игорь Васильев, главы других регионов.
Открывая встречу, руководитель комиссии Госсовета подчеркнул: важно, чтобы разработка и реализация программ воспитания не стала для образовательных учреждений формальностью. Есть успешный опыт организации воспитательной работы в субъектах Российской Федерации, он включен в свод лучших региональных практик.
Министр просвещения Сергей Кравцов отметил: реализация программ воспитания будет начата во всех школах с 1 сентября. Ведомством разработана типовая программа, которую каждая образовательная организация может использовать в работе, дополнив в соответствии с особенностями своей учебной программы. Также Министр обратил внимание на необходимость подготовки специалистов для реализации воспитательных программ и формирования обратной связи по их исполнению.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова в своём выступлении поддержала предложения главы Минпросвещения. «Процесс воспитания в школах нужно направлять. Важно определить, как гармонично организовать этот процесс, какой результат мы хотим получить. И ни в коем случае не оставлять педагога один на один с этими вызовами и задачами. Необходимо создавать условия, при которых у учителей появится время и ресурсы для воспитательной работы. Кроме того, нужно пересмотреть подходы к оценке школ, учитывать не только число медалистов, но и все компоненты, включая воспитание», – сказала Уполномоченный по правам ребёнка.
Важным условием эффективной воспитательной работы в школах является безопасность детей, создание комфортной среды для учеников, отметила Анна Кузнецова. Уполномоченный сообщила: по итогам проверки школьных служб медиации и примирения в 84 регионах России выявлен ряд проблем – в том числе таких, как нехватка специалистов, методических рекомендаций, отсутствие необходимой работы с конфликтными ситуациями. «Важно подключить все ресурсы, которые есть в образовательных организациях, чтобы заниматься профилактикой и «лечением» конфликтных ситуаций на ранних стадиях, а не после того, как произошло ЧП», – подчеркнула омбудсмен.
Уполномоченный по правам ребёнка обратила внимание на необходимость увлечения детей конструктивной деятельностью. Статистика показывает: несовершеннолетние, не занятые созидательной активностью, чаще становятся жертвами преступлений и сами совершают противоправные действия. «По данным МВД России, в 2020 году число преступлений, совершённых несовершеннолетними, снизилось на 9,1%, однако доля особо тяжких преступлений с их участием выросла до 3,6%. На протяжении нескольких лет остаётся неизменной статистика Верховного суда: каждый третий подросток, совершивший преступление, не учился и не работал, а каждый пятый уже находился в конфликте с законом, имел непогашенные судимости», – заметила Анна Кузнецова.
Омбудсмен подчеркнула необходимость развития дополнительного образования, а также поддержки регионов в выполнении этой задачи. За последние три года число учреждений дополнительного образования сократилось на 9,9%, занимающихся в них детей – на 5,2%, а педагогов – 7%. В числе других задач, которые играют важную роль в воспитательной работе с детьми, Уполномоченный по правам ребёнка назвала организацию летнего отдыха, развитие детско-юношеских объединений, а также создание и распространение позитивного контента.
Также Анна Кузнецова привела данные ФСИН России: за последний год численность сирот и лиц до 18 лет, лишенных родительского попечения и отбывающих наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних, в 2020 году выросла на 29,2% по сравнению с 2019 годом и составляет 20% от общего числа всех подростков, находящихся в таких учреждениях. «Эта ситуация не просто недопустима. Необходима срочная проверка содержания и реализации воспитательных программ во всех сиротских учреждениях, подготовки специалистов, которые работают с детьми-сиротами, наполнения содержанием воспитательных задач, которые должны быть реализованы», – сказала детский омбудсмен. В качестве одного из инструментов воспитательной работы, который может способствовать исправлению ситуации, Уполномоченный назвала институт наставничества, который до сих пор не закреплён в федеральном законодательстве.