Анна Кузнецова выступила с предложениями в защиту права детей на образование
25 августа 2021 года
220
Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова в режиме видеосвязи приняла участие в заседании Президиума Государственного Совета по вопросам общего образования, которое провёл глава государства Владимир Путин.
Открывая заседание, Президент России, в частности, подчеркнул необходимость создания равных стартовых возможностей для каждого ребёнка, раскрытия его возможностей и талантов. Глава государства отметил значимость школ как центров воспитания, ключевую роль учителя в процессе обучения и воспитания. Говоря о важности обеспечения доступности качественного образования для каждого ребёнка, Президент призвал помочь детям, которые по разным причинам испытывают трудности с обучением, и обратил внимание на положительную динамику в поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Владимир Путин также заявил о том, что по федеральной программе до конца 2026 года будет проведён капитальный ремонт 7 300 зданий школ.
Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова в своём выступлении отметила позитивные изменения в сфере общего образования: принят закон о воспитании, осуществляется поддержка классных руководителей, реализуется федеральный проект по строительству школ. В результате совместной работы Института уполномоченных по правам ребёнка и Минпросвещения в новые учебники по обществознанию включён курс семьеведения.
Детский омбудсмен обратила особое внимание на исполнение президентского закона о бесплатном горячем питании для учеников начальных классов. Анна Кузнецова отметила: по результатам мониторинга, проведённого Институтом уполномоченных по правам ребёнка, лишь 8% образовательных организаций были готовы обеспечить питание детей с особыми пищевыми потребностями. После обращения Уполномоченного по правам ребёнка в Министерство просвещения России будет начата работа по учёту таких детей. Омбудсмен подчеркнула важность задачи сделать сферу организации питания школьников более прозрачной: «Большую роль в этом играет обратная связь, родительский контроль. Хочется, чтобы те образовательные организации, которые популяризируют деятельность родителей по контролю за качеством питания, публикуют её итоги, были поддержаны, чтобы подчёркивалась значимость этой работы».
Несмотря на позитивные изменения, у родителей сохраняются вопросы, отметила детский омбудсмен: 12% обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, связано с темой образования. Пятикратный рост числа коллективных обращений был вызван в основном введением дистанционных форматов. «Как мама пятерых школьников и как Уполномоченный я рада тому, что новый учебный год начнётся в очной форме», – сказала Анна Кузнецова.
Говоря об увеличении числа задач, которые ставятся перед школой, детский омбудсмен подчеркнула: важно, чтобы в такой же пропорции не росло количество отчётов. Анна Кузнецова призвала предоставить учителям возможность больше внимания уделять детям., а также совершенствовать подходы к оценке деятельности образовательных организаций, избегая перекосов. «Сейчас при такой оценке в основном учитываются результаты учебной деятельности. Но образование – это единство обучения и воспитания. Хочется, чтобы деятельность школ оценивалась в полном объёме с учётом тех задач, которые сегодня есть», – добавила омбудсмен.
Анна Кузнецова отметила возрастающий запрос на позитивный детский контент, который исходит и от родителей. За прошлый год количество обращений в аппарат Уполномоченного по вопросам безопасной информационной среды выросло на 80%. Омбудсмен подчеркнула: по поручению Президента России Минпросвещения уже проводится разработка федеральной целевой программы по созданию, развитию и продвижению позитивного контента для детей. Одним из направлений этой деятельности могло бы стать создание Минпросвещения реестра или иной маркировки ресурсов, рекомендуемых ведомством для просмотра и использования в образовательном процессе как содержащих интересную и полезную информацию. Уполномоченный по правам ребёнка также предложила делать более заметным в интернете позитивный контент, который производят сами дети.
Особое внимание Уполномоченный уделила вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 17 млн. школьников в России 5% от общего числа учеников – 838 тыс. – дети с ОВЗ и инвалидностью. Для их поддержки многое делается в рамках федеральных программ, заметила омбудсмен. В то же время на фоне роста числа детей с инвалидностью на 5,8% наблюдается сокращение на 2% количества коррекционных учреждений. Анна Кузнецова обратилась к главе государства за поддержкой в сохранении инфраструктуры таких образовательных организаций.
Также омбудсмен обратила внимание на проблему кадрового обеспечения учреждений, в которых обучаются особенные дети, такими специалистами, как дефектологи, логопеды и тьюторы. «Мы предлагаем Минпросвещения и Минобрнауки предусмотреть в системе высшего образования подготовку этих специалистов в должном объёме, проанализировав потребность в них. Кроме того, необходимо создать систему мотивации для специалистов такого профиля, чтобы они шли работать в образовательные организации», – сказала Уполномоченный.
Анна Кузнецова отметила необходимость формирования единых подходов к оценке инклюзии в образовательных организациях и выступила с предложением создать в школах резервы (банки) средств реабилитации - таких, как коляски, трости и других, которые детям с ОВЗ не пришлось бы приносить из дома. «Очень важно, чтобы профильным ведомствам поручили разработать специальные механизмы, которые позволят образовательным организациям приобретать такие средства реабилитации и предоставлять детям на время обучения», – подчеркнула омбудсмен.
В завершение выступления Анна Кузнецова предложила предоставить выпускникам возможность сдавать ЕГЭ на территории своих школ. «В прошлом учебном году базовая математика была отменена. Если в новом учебном году она будет проводиться, то хотелось бы смягчить эту ситуацию, рассмотреть возможность проведения базовой математики в рамках ЕГЭ на территории своих школ. В целом хотелось бы, чтобы такие непростые экзамены проходили в родных школах. Все-таки дома и стены помогают», - сказала Уполномоченный по правам ребёнка.
В преддверии нового учебного года на обсуждение Президиума Государственного совета был вынесен комплекс мер и предложений по повышению качества общего образования в регионах Российской Федерации, в том числе по подготовке и повышению квалификации учителей, обеспечению безопасности детей в образовательных организациях, реализации программ ремонта школ и обновления инфраструктуры, и другим вопросам.
В ходе заседания губернатор Кировской области, председатель комиссии Государственного Совета по направлению «Образование» Игорь Васильев представил предложения по совершенствованию оказания услуг в сфере общего образования, подготовленные по результатам работы комиссии. Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов сообщил об итогах выполнения поручений Президента России в сфере образования. Руководитель образовательного центра «Сириус», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелёва выступила с предложениями, направленными на повышение кадрового потенциала системы общего образования.