Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Право детей на безопасность – в Совете Федерации обсудили современные вызовы

8 ноября 2021 года

215

Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка приняла участие в заседании круглого стола «Право детей на безопасность: вызовы современности и эффективные практики», организованного Комитетом Совета Федерации по социальной политике.

Мария Львова-Белова в своём выступлении отметила: тема детской безопасности волнует и родителей, и специалистов. Сегодня понятие безопасности расширяется и подразумевает защиту детей на всех уровнях: от физического до информационного. Меняется и представление о факторах риска, последствиях их влияния на подрастающее поколение.

Уполномоченный остановилась на проблеме буллинга как одной из причин, приводящей к деструктивному поведению детей. Мария Львова-Белова привела данные опроса ВЦИОМ: 18% опрошенных подвергались травле, сталкивались с этим в учебных заведениях ещё 38% респондентов. «Очень важно, чтобы все, кто работает с детьми, стояли на позиции непринятия травли, нетерпимости к буллингу», – сказала детский омбудсмен.

По оценке Уполномоченного, ребёнок может оказаться в условиях травли не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования, в спортивных секциях, а также в других ситуациях общения со сверстниками. «На наш взгляд, важно, чтобы специалисты, работающие с детьми, во внешкольном пространстве, получали необходимую психолого-педагогическую подготовку», – предложила Мария Львова-Белова.

В противодействии кибербуллингу важную роль может выполнять формирование у детей навыков безопасного интернет-поведения, а также работа профильных специалистов непосредственно в цифровой среде, отметила омбудсмен. «Думаю, это могло бы стать новой частью обучения социальных педагогов, детских психологов, специалистов по работе с молодежью», – сказала Уполномоченный.

Отмечая развитие школьных служб медиации и примирения, для повышения эффективности их работы детский омбудсмен предложила дополнить федеральный закон «Об образовании» в части регламентации и определения порядка их деятельности. Также Уполномоченный выступила с инициативой распространить среди работающих в учебных заведениях педагогов и психологов практики супервизии и интервизии. «Чтобы сделать квалифицированную психологическую помощь более доступной для детей, стоит активнее задействовать ресурсы некоммерческих организаций, а также сервисы дистанционной психологической помощи», – сказала Мария Львова-Белова.

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская сообщила о том, что ведомство активно отрабатывает с регионами вопросы минимизации рисков, ведущих к отклоняющемуся поведению несовершеннолетних. «При анализе инцидентов мы видим, что большая часть проблем базируется в сфере семейного неблагополучия, они проецируются на систему отношений в образовательных организациях, а иногда становятся причиной противоправных действий со стороны подростков», – отметила Лариса Фальковская.

В ходе доклада директор департамента Минпросвещения выступила с инициативой усилить ответственность за нападения на образовательные организации, а также организовать специальный контроль всех школьных инцидентов с дополнительной проработкой на уровне муниципальных и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Руководитель организационно-аналитического отдела управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета РФ Виктор Свечинов подробно остановился на причинах криминализации поведения несовершеннолетних, сделал акцент на роли воспитания и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми. Представитель СК предложил усилить обучение преподавателей навыкам влияния на деструктивное поведение подростков и формирования здорового психологического климата в детском коллективе. Также, по мнению Виктора Свечинова, необходимо выработать и широко внедрить эффективные методики выявления учащихся, испытывающих сложности в социализации и адаптации в коллективе, четкий алгоритм работы с несовершеннолетними, склонными к деструктивному поведению.

Заместитель начальника управления Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Мария Кольцова особое внимание обратила на обеспечение безопасности детей в интернете, важность вовлечения несовершеннолетних в социально полезные виды деятельности, а также вопросы ответственного родительства. Представитель МВД предложила знакомить будущих родителей с основами детской психологии и воспитания, используя ресурсы различных площадок в сфере образования и здравоохранения.

Руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Лев Пережогин сделал акцент на доступности и имидже психиатрической и психотерапевтической помощи. Заведующий кафедрой юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Римма Чиркина рассказала о важности развития института уличной социальной работы.

В обсуждении современных вопросов детской безопасности и эффективных практик для их решения также приняли участие представители Генеральной прокуратуры, Росгвардии, Росмолодежи, Роскомнадзора, государственных органов исполнительной власти регионов.