Мария Львова-Белова подвела итоги Всероссийского съезда детских омбудсменов
28 января 2022 года
149
Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка приняла участие в работе дискуссионных площадок и проектных мастерских, организованных в рамках Всероссийского съезда детских омбудсменов, и подвела итоги двухдневного форума.
Обращаясь ко всем участникам XVIII съезда уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации Мария Львова-Белова выразила особую благодарность коллегам и команде Министерства просвещения, представителям других ведомств и структур, кто присоединился к работе съезда, и отметила, что впервые на всех площадках форума принимали непосредственное участие несовершеннолетние. «Дети открыто говорили о самых наболевших для них вопросах, а теперь ожидают от нас их решения, – подчеркнула она. – Так, представителем детских общественных советов при уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации был поднят вопрос надлежащего обеспечения безопасности несовершеннолетних в учебных заведениях. Безусловно, мы знаем проблему и учтем результаты проведенного детьми исследования в наших решениях, презентуем результаты и обсудим с профильными ведомствами». По её словам, на форуме подняты ключевые темы, которые сегодня волнуют детей, родительское сообщество и Уполномоченных по правам ребенка в сфере образования.
Мария Львова-Белова с удовлетворением отметила единое с руководством Министерства просвещения РФ мнение по многим актуальным проблемам и общественно значимым вопросам: «Мы должны добиться, чтобы школа была максимально полезна и интересна нашим детям». В этой связи органами государственного управления в системе образования проводится масштабная работа по модернизации образования, улучшению материально-технического обеспечения образовательных организаций, капитальному ремонту, строительству новых школ, сохранению малокомплектных школ в сельской местности. Кроме того, внедрение цифровой образовательной среды не будет заменять очный формат общения ученика и учителя, и рассматривается как дополнительные возможности для получения детьми качественного образования. Однако, участники съезда довели до сведения Минпросвещения вопросы, волнующие родителей и специалистов в связи с цифровизацией.
Отдельно Мария Львова-Белова остановилась на доступности и качестве образования детей – воспитанников детских домов-интернатов. «Не смотря на то, что сформирована нормативно-правовая база, говорить о том, что все проблемы решены, нельзя, – считает она. – Качество и доступность образования для указанной категории детей не менее ценны, чем для остальных детей и подростков. Мы обязаны учитывать и индивидуально подходить к построению образовательной траектории для каждого ребенка с ограничениями здоровья. Наши действия в этом направлении должны исходить, прежде всего, от потребностей каждого такого ребенка. В дальнейшем, это позволит таким гражданам успешнее трудоустраиваться».
Уполномоченный по правам ребенка обратила внимание на проблему воспитания и обучения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом – детях в специальных учебно-воспитательных учреждениях (СУВУ), следственных изоляторах, воспитательных колониях. «Совместно с Министерством просвещения РФ мы будем изучать организацию образования детей в СУВУ. Кроме того, мы рассчитываем, что в этом году будут приняты меры, которые позволят серьезно продвинуться в вопросе организации обучения детей, находящихся в СИЗО», – заявила она.
По оценке Марии Львовой-Беловой, по-прежнему актуальной остается проблема организации питания детей в школах, особенно тех, кто имеет пищевые особенности: «Не все проблемы решены. Мы надеемся совместно с Министерством просвещения РФ и региональными органами власти принять дополнительные меры по организации питания детей в школе. Большие надежды возлагаем на сотрудничество с родительским сообществом в решении данного вопроса».
Повышенного внимания, по мнению Уполномоченного по правам ребенка, требует охрана и укрепление здоровья детей, в том числе, профилактика заболеваний и вакцинация несовершеннолетних. «Особенно это важно в условиях пандемии. Обеспечение образования и охраны здоровья ребенка – неразрывные вещи. Важно уделять внимание здоровьесберегающим технологиям, учитывающим важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка», – заявила Мария Львова-Белова.
Также серьёзную озабоченность правозащитного института вызывает проблема буллинга несовершеннолетних. «Искоренение этого явления требует от нас порой нетривиальных подходов к воспитанию подрастающего поколения. Но при этом, не стоит забывать накопленный педагогами опыт в работе с детьми, например, по развитию школьных театров. Важно создать максимально безопасное и позитивное пространство для каждого ребенка», - отметила детский омбудсмен.
Помимо вышеперечисленных направлений, считает Уполномоченный по правам ребенка, необходимо формировать познавательную активность несовершеннолетних, уважение к историко-культурному наследию нашей страны, расширять взаимодействие с институтами гражданского общества, конструктивно выстраивать работу с родительским сообществом, а также с детьми. «Родители и дети – наши ключевые партнеры», – подчеркнула Мария Львова-Белова.
Также, по её мнению, важно развивать детское общественное движение: «Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что детские общественные объединения выступают важнейшими площадками для становления высоконравственных граждан, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее нашей страны. Мы должны содействовать соблюдению права на объединение несовершеннолетних, оказывать поддержку деятельности детских и молодежных объединений».
Говоря о профориентации несовершеннолетних, развитии дополнительного и дошкольного образования, Мария Львова-Белова отметила, что острую дискуссию вызвала тема семейного образования и ее регулирования. Кроме того, среди актуальных тем – проблема школьной нагрузки, избыточных контрольных работ, а также необходимость оплаты дополнительных услуг репетиторов.
Большая часть проблем в сфере детства и образования стала предметом обсуждения на дискуссионных площадках и в проектных мастерских, которые состоялись в онлайн формате во второй день работы Всероссийского съезда. Региональные детские омбудсмены, руководители и представители федеральных и региональных органов государственной власти, профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, некоммерческих организаций, родительского сообщества и бизнеса, специалисты и эксперты обсудили наиболее актуальные, проблемные вопросы в сфере образования.
Задача дискуссионных площадок – выявление причин каждой конкретной проблемы, поиск путей их разрешения, выработка предложений для федеральных и региональных органов власти, а также обсуждение регионального опыта и возможностей его масштабирования. В рамках форума состоялись дискуссии по темам:
- Цифровая образовательная среда: новые возможности и родительские тревоги (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/UzeE-0552FI);
- Инклюзивное образование: от рождения до университета (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/pdCJmPDd1NY);
- Дополнительное образование: доступность, преемственность, вариативность (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/ODVHeWmKaPU);
- Опека и попечительство: совершенствование механизмов деятельности (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/TSDsMANcLi0).
Проектные мастерские были нацелены на разработку «карты действий» для уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ по конкретным проблемам. Вместе с уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ представители профильных региональных ведомств, НКО и ведущие эксперты на основе анализа и мониторинга ситуации по конкретным направлениям, с учетом существующих ресурсов и доступных практик вырабатывали конкретные шаги для улучшения качества жизни детей и семей с детьми. Для участников съезда были организованы проектные мастерские по темам:
- Роль образовательных организаций в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/vnTvHHSOYxI);
- Буллинг в детских коллективах (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/RvcoXM4tgAM);
- Пространства для подростков: доверие, развитие, специалисты (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/eI0bTET7bfM);
- Алгоритм перемещения детей в ситуациях безнадзорности (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/rXz-iWlkvfM).
Во время подведения итогов работы дискуссионных площадок и проектных мастерских детские омбудсмены, выступившие в роли модераторов сегодняшних встреч, представили предварительные результаты командной работы (ссылка на трансляцию: https://youtu.be/d0y-lXRx2tM).
Модераторами дискуссионной площадки «Цифровая образовательная среда: новые возможности и родительские тревоги» выступила Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова и Андрей Горобец, директор Департамента цифровой трансформации образования и больших данных Министерства просвещения РФ.
Андрей Горобец подробно рассказал о работе министерства над развитием детского воспитательного и образовательного контента, по созданию единой цифровой психологической службы, сделав особый акцент на безопасности детей в сети Интернет. По его словам, создание цифровой образовательной среды рассматривается, как элемент взаимодействия со школой. В этой связи Светлана Денисова проинформировала, что Пермский край, в числе 15 субъектов РФ, стал пилотной площадкой по внедрению цифровой платформы «Сферум» для 756 школ региона. Вместе с тем она отметила, что проведённый независимым экспертом тест на безопасность показал, что любой человек может подключиться к этой платформе и получить доступ к персональным данным учащихся. Еще одна проблема, по ее словам, это интеграция платформы с электронным дневником. Детский омбудсмен предложила до внедрения цифровой платформы провести оценку рисков и получить официальное заключение о безопасности.
Руководитель Пермского ресурсного центра по обеспечению кибербезопасности Ирина Чернова рассказала об опыте работы. По её данным, в прошлом году в регионе выявлено 1480 несовершеннолетних, попавших под влияние деструктивного контента, вместе с тем родители часто не в курсе, где в медиапространстве пропадают их дети, не могут оценить степень риска и не понимают потенциальные угрозы. Их центр с 2016 года создал эффективную региональную сеть киберконсультантов – 90 профессиональных психологов оказывают помощь школам, родителям, детям, сопровождают семьи, по авторской технологии проводят кибер-уроки для школьников.
Итоги дискуссионной площадки «Инклюзивное образование: от рождения до университета» подвела Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области Галина Пятых. В числе проблемных вопросов она назвала недостаточность нормативно-правовой базы, кадровый «голод» и слабую подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования, нехватку психологической поддержки для учителей и родителей, сложности в организации безбарьерной, доступной среды. В ходе дискуссии ее участники выработали ряд предложений, среди которых, например, активное просвещение родителей и подготовка их экспертных компетенций для участия в различных мероприятиях, направленных на совершенствование вопросов поддержки детей, нуждающихся в инклюзии, в сотрудничестве с министерством просвещения совершенствование нормативно-правовой базы и регламентация инклюзивного образования детей в субъектах и на федеральном уровне и другие направления работы.
В рамках дискуссии на тему «Дополнительное образование: доступность, преемственность, вариативность» участники наметили для себя и своих коллег ряд стратегических установок, которые озвучила Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. В частности, речь шла о создании условий для полноценного включения в дополнительное образование детей с ОВЗ и имеющих паллиативный статус, детей из отдаленных и малочисленных населенных пунктов, а также детей, находящихся в конфликте с законом в качестве средства профилактики правонарушений, формирования ответственного поведения и дополнительного источника для профориентации.
О результатах работы площадки «Опека и попечительство: совершенствование механизмов деятельности» рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Курганской области Алена Лопатина. По ее словам, все участники дискуссии признали заявленную тему наболевшей, а в ее корне – низкое кадровое и материальное обеспечение, отсутствие единой работающей модели деятельности органов опеки и попечительства. В этой связи для оперативного обсуждения актуальных вопросов и резонансных ситуаций было предложено создать постоянно действующую рабочую группу при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка. Также прозвучали предложения по упрощению механизмов передачи на семейные формы устройства детей без статуса и по заявлению родителей, по вариантам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего специального образования и ряд других инициатив.
В проектной мастерской «Буллинг в детских коллективах» особое место было отведено юным участникам – представителям Детских общественных советов при уполномоченных. Итоги обсуждения презентовала Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области Наталия Соколова, которая подчеркнула главный вывод: проблема есть, ее решение требует конкретных шагов и включения не только специалистов, но и всех взрослых – педагогов, родителей, и, конечно, уполномоченных. Среди предложений: популяризация деятельности служб примирения, выявление эффективных региональных практик по профилактике жестокого обращения и снижению агрессивности в детской среде, поддержка деятельности общественных объединений, направленная на профилактику этого явления. В частности – проведение детских форумов против буллинга, предложенное ребятами из Детских общественных советов, а также акции «Папы против травли» от Союза отцов. Особое внимание обратили на необходимость внесения в профессиональный стандарт педагога задачи по формированию дружного детского коллектива – сейчас эта функция отсутствует.
По словам модератора мастерской «Пространства для подростков: доверие, развитие, специалисты» Уполномоченного по правам ребенка в Кировской области Владимира Шабардина, во многом тон разговора на площадке также задавали дети: «Дети нам обозначили много проблем, и мы отталкивались от этой тематики». В частности, речь шла об остром дефиците пространств для подростков, где бы они могли общаться и с пользой проводить время. Были предложены конкретные шаги: провести мониторинг инфраструктуры пространств для подростков в каждом регионе с целью понимания имеющегося потенциала, усилить взаимодействие с НКО и использовать лучший опыт – в этой связи прямо в ходе диалога некоторые уполномоченные договорились о взаимных командировках для изучения наиболее успешных практик.
В ходе работы проектной мастерской «Алгоритм перемещения детей в ситуациях безнадзорности» участники обсудили проблематику необоснованной госпитализации детей в медицинские организации перед их помещением в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Итоги представил Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области Юрий Таран. Участники сошлись во мнении, что проблемы в этой области есть, однако сформировать единый алгоритм работы перемещения детей в ситуациях безнадзорности пока непросто, это должен быть примерный регламент действий, который каждый регион будет применять, исходя из своей специфики. Отметили необходимость усиления работы, связанной с транспортной обеспеченностью, координацией общего взаимодействия, а также в целом – совершенствования федерального законодательства в этой части.
Мария Львова-Белова сообщила участникам форума о том, что достигнуты соглашения с профильными министерствами и ведомствами о совместной работе по внесению дополнений и изменений в необходимые нормативно-правовые акты, имеются договоренности о встречах с представителями ведомств по разъяснению отдельных направлений работы и тем., Представленные на съезде инициативы будут обсуждаться с депутатским корпусом. Предложения, сформулированные на площадках, будут включены в резолюцию, которую опубликуют на сайте Уполномоченного и направят всем заинтересованным сторонам, а созданные на проектных мастерских карты действий лягут в планы работы региональных детских омбудсменов.