Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Каждый ребенок имеет право на образование – тезис, больше не требующий аргументации – Мария Львова-Белова

4 февраля 2022 года

219

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка приняла участие в заседании круглого стола «Актуальные проблемы образования детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития и роль сотрудничества НКО и образовательных организаций для повышения эффективности образования обучающихся с ТМНР». Мария Львова-Белова рассказала о проблемах защиты прав детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и внесла предложения по их разрешению.

Свое выступление омбудсмен начала со статистики и обозначила ключевые цифры – за последние годы число детей, имеющих инвалидность, выросло на 13,3%: «И если в 2016 году в образовательных организациях обучалось 83 тысячи детей-инвалидов, то в 2020 уже 104 тысячи».

Мария Львова-Белова рассказала, что на состоявшемся на прошлой неделе Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, главной темой как раз стали вопросы реализации прав детей на образование в нашей стране, в том числе на инклюзию.

Выработанные в ходе Съезда предложения, которые нацелены на решение многих проблем в этой сфере, детский омбудсмен представила участникам круглого стола, разделив их на три блока: совершенствование нормативного регулирования процесса инклюзивного образования, кадровая обеспеченность и формирование доступной среды.

Так, например, по мнению коллег-уполномоченных из регионов, обеспечить непрерывное системное сопровождение людей с РАС и другими ментальными нарушениями, их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, может помочь принятие соответствующей Концепции, в комплексе охватывающей все эти вопросы. «Конечно, важно, чтобы этот документ включал в себя финансовое обеспечение и был принят на федеральном уровне», – уточнила омбудсмен.

Распространенной проблемой, с которой сталкиваются родители при устройстве ребенка с особенностями здоровья в образовательную организацию, часто становится неподготовленность учреждений к работе с такими детьми. Омбудсмен предложила внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления по учету детей, которые должны учиться в школе. «Им необходимо учитывать потребности в создании специальных условий для обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, что позволит своевременно предусмотреть в организации образовательного процесса всё необходимое».

По словам Уполномоченного, решения также требует вопрос законодательного закрепления понятия «лицо, имеющее тяжелые и множественные нарушения развития». До настоящего времени этот термин не регламентирован.

Говоря о сложностях, связанных с кадровым обеспечением, омбудсмен отметила острую нехватку в регионах педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьюторов и других специалистов. В числе причин возникающего дефицита, Мария Львова-Белова, в том числе видит трудности, связанные с финансированием этого направления в регионах: «В итоге специалисты узкой коррекционной помощи уходят в коммерческие организации».

Для разрешения ситуации омбудсмен предложила: регламентировать недельную нагрузку на указанный педагогический состав, разработать четкую должностную инструкцию «ассистента-помощника» с внесением данной должности в Единый тарификационно-квалификационный справочник, включить должности тьютора и методиста в перечень педагогических работников, имеющих право на льготную педагогическую пенсию. Также Мария Львова-Белова считает важным обратить внимание на недостаточное количество специалистов, выпускаемых российскими вузами, и на необходимость развития у них практических навыков.

Уполномоченный отметила слабую доступность объектов профессиональных образовательных организаций для лиц, имеющих особенности в развитии, и предложила учесть эту проблему в государственной программе «Доступная среда». А чтобы ускорить ее решение, она призвала проявлять больше активности: «Не нужно бояться выходить даже в пока необорудованные пространства», – сказала омбудсмен и в качестве примера рассказала историю одного молодого человека.

Будучи инвалидом-колясочником, он поступил в высшее учебное заведение, чем простимулировал руководство образовательной организации к созданию доступной среды на своей территории. «Сейчас уже за ним пошла целая вереница подобных студентов. В вузе создаются условия, перестраивается план занятий для тех групп, где обучаются люди с инвалидностью, с учетом их особенностей. Нам важно тоже активизироваться и двигаться в этом направлении».

Мария Львова-Белова напомнила участникам круглого стола, что в регионах есть хорошие практики инклюзивного обучения, на которые следует обратить внимание и сделать доступными каждому: «Чтобы ими можно было поделиться, мои коллеги-уполномоченные предложили провести мониторинг образовательных методик с доказанной эффективностью для детей, имеющих потребности в особом образовательном маршруте. Необходимо отслеживать и тиражировать самые эффективные из них».

В завершение своего выступления детский омбудсмен рассказала, что в скором времени под эгидой Уполномоченного по правам ребенка будет создан Координационный совет по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и пригласила участников круглого стола к сотрудничеству в качестве экспертов.

Она поблагодарила организаторов за актуальность и важность поднятых в ходе дискуссии тем и пообещала ряд предложений из итоговой резолюции взять в свою работу.

Круглый стол по вопросам образования детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями прошел в Общественной палате РФ. К участию были приглашены специалисты профильных НКО и образовательных организаций, ИКП РАО, ВУЗов, родители детей с ТМНР, члены Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов России.

Эксперты обсудили проблемы, связанные с реализацией права обучающихся с интеллектуальными нарушениями на доступное качественное образование в течение всей жизни и выработали предложения по разработке консолидированного плана действий по повышению качества образования и социальной инклюзии обучающихся с ТМНР. Итоги заседания войдут в резолюцию, которая будет направлена в органы государственной власти.

 

Запись трансляции круглого стола «Актуальные проблемы образования детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития» можно посмотреть здесь.