Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов о важных векторах взаимодействия с институтом уполномоченных по правам ребенка

7 февраля 2022 года

256

Вопросы соблюдения прав детей на образование, буллинг в школах, роль воспитания, обновление школьной инфраструктуры, работа с трудными подростками и многие другие актуальные темы поднял в своем выступлении Министр просвещения Сергей Кравцов на XVIII съезде уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере реализации права ребёнка на образование: приоритетные цели, задачи и перспективы их решения».

Глава министерства рассказал о результатах взаимодействия с институтом детских омбудсменов и наметил векторы для дальнейшего сотрудничества.

Тема организации воспитательной работы как важного элемента профилактики деструктивных явлений в сфере детства – красной нитью прошла через всё выступление Сергея Кравцова: «Все последствия, которые мы наблюдаем в отношении нарушения прав детей, буллинг – во многом это идёт от воспитания в семье и в школе. Президент России инициировал изменения в закон об образовании, воспитание вернулось в школы – это очень важный шаг», – сказал министр и призвал уполномоченных по правам ребенка в регионах присоединиться к выполнению этой важной задачи.

Весомый воспитательный потенциал и возможность отвлечь детей от деструктивных зависимостей, например, в сети Интернет, он, в частности видит в поддержке и развитии дополнительного образования – школьных театров и спортивных секций: «Кому-то может показаться это несущественным, но на самом деле это очень востребовано среди наших детей».

Особый акцент глава министерства сделал на вопросах воспитания в семье. Он напомнил, что именно до 7-летнего возраста закладываются основы психоэмоционального развития ребенка - формируются важнейшие задатки, привычки и особенности личности. Вместе с тем родители нередко пренебрегают общением и занятиями с малышом, подменяя это время играми в гаджетах: «Результатом становятся те проблемы, которые мы видим потом в образовательных учреждениях. Поэтому здесь нужно смотреть не только на последствия, но и на причины. И чем раньше мы будем их выявлять и устранять, оказывать необходимую помощь, тем меньше проблем будет в дальнейшем», – заметил Сергей Кравцов и рассказал о работе министерства, проводимой в помощь семьям с детьми в рамках нацпроекта «Образование».

Так, на федеральном портале растимдетей.рф Минпросвещения России каждый родитель с момента рождения ребёнка может задать любой вопрос по теме воспитания детей – отвечают квалифицированные психологи, которые проходят подготовку на базе Московского государственного психолого-педагогического университета. По всей стране развернуто более 550 таких консультационных пунктов.

В работе института уполномоченных тема профилактики деструктивных явлений среди несовершеннолетних тоже играет важную роль. Среди стратегических инициатив детского омбудсмена такие программы как «Дети в семье», которая предполагает профилактику социального сиротства и сохранение кровной семьи для ребенка, а также программа «Подростки России», целью которой является создание Федерального методического центра по подростковой работе, аккумулирование лучших программ и методик в этой сфере, развитие сообщества специалистов и сети подростковых центров, ориентированных в том числе на работу с несовершеннолетними «группы риска».

Перспективы развития взаимодействия с институтом уполномоченных по правам ребенка министр просвещения также видит в вопросах обновления школьной инфраструктуры. Масштабная работа по капитальному ремонту школ проводится по поручению Президента России: за пять лет капремонт пройдёт в 7 300 школьных зданиях – а это, по словам С.Кравцова, почти 20 % от всех школ страны. В основном - сельские и малокомплектные учебные учреждения. В этом году ремонт уже начнется в 1 653 зданиях.

По словам главы министерства, каждой школе будет выделено по 6 млн рублей на обновление оборудования, и эти деньги важно использовать в соответствии с конкретной ситуацией и реальными потребностями образовательной организации. Он добавил, что к процессу изменения облика школы необходимо привлечь родителей, учеников, чтобы обсуждать проектные решения и участвовать в приёмке зданий. Сергей Кравцов попросил уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Федерации подключиться к реализации этого проекта.

Следует отметить, что обновление инфраструктуры, нацеленное на создание комфортной и безопасной среды для детей, в том числе включая пространства для обучения, является важной составной частью инициированной Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка программы «Страна, дружелюбная к детям», которая базируется на принципе «чужих детей не бывает».

Особое внимание в своем выступлении Сергей Кравцов уделил работе с трудными подростками. «Трудный ребенок он не потому, что он трудный. А потому что мы, взрослые, сделали его таким. Я в этом глубоко убежден. Ребенок рождается добрым, хорошим, отзывчивым. А потом он попадает в те или иные условия. Непонимание со стороны родителей, в школе – и отсюда возникают те проблемы, которые потом перерастают в трагедии», – считает министр.

В России действует 58 СУВУ (специальные учебно-воспитательные учреждения): 44 закрытого типа и 14 – открытого. В целом, по данным на 2020 год, в них находилось 2 782 воспитанников. Особую тревогу вызывает, что 11,5% из них – это выпускники сиротских учреждений.

«Работа с трудными детьми – это тема, которую я тоже предложил бы для обсуждения. У нас есть специальные учебно-воспитательные учреждения, их 58 по стране, 17 из них – федеральные. Я был во многих, там обычные дети. Они понимают, что оступились, и сейчас находятся в условиях, где их возвращают к нормальной жизни. Но нельзя допускать, чтобы они попадали в эти учреждения», – подчеркнул Министр просвещения.

Тема соблюдения прав несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях – также находится в центре внимания детского омбудсмена. Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка с 2020 года проводится соответствующий мониторинг СУВУ. За весь период этой работы специалистами аппарата проверено порядка ¼ всех учреждений, расположенных в 15-ти регионах России. Это – Омская, Ленинградская, Московская, Калининградская, Астраханская, Псковская, Кемеровская, Новосибирская, Нижегородская, Еврейская-Автономная области, Краснодарский, Приморский, Забайкальский и Ставропольский края, город Санкт-Петербург. Мониторинг проводится в тесном контакте с Министерством просвещения России и будет продолжаться на регулярной основе.

Сергей Кравцов отметил наличие множества других, помимо озвученных, важных тем для сотрудничества с институтом Уполномоченных по правам ребенка: «Мы тесно взаимодействуем с институтом уполномоченных по правам ребёнка и будем продолжать нашу работу», – сказал министр.