Ольга Баталина о проблемах и ресурсах организации образовательного процесса в ДДИ
10 февраля 2022 года
242
Первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Ольга Баталина выступила на XVIII Съезде уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации, который в этом году был посвящен теме защиты права ребенка на образование и реализации государственной политики в этой сфере.
Замглавы Минтруда рассказала о трудностях обеспечения прав на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах-интернатах, а также назвала ряд ресурсов, способных улучшить ситуацию.
По словам Ольги Баталиной, «от того, какое образование получит ребенок, напрямую зависит успех его дальнейшей занятости», и этот тезис в равной степени относится ко всем детям: «Обращаю внимание, что право на образование ребята, которые проживают в ДДИ, имеют ровно такое же, как любой другой ребенок, который воспитывается в родительской семье», – подчеркнула замминистра.
На конец 2021 года в России действовало 128 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих инвалидность (за 10 лет их число сократилось на 5,2 %: в 2011 – 135), в которых воспитывалось 12 065 несовершеннолетних (с 2011 года сокращение на 58,1% - было 20 774).
Вместе с тем она признает, что, несмотря на всю имеющуюся нормативно-правовую базу, проблема доступности образования для таких детей пока полностью не решена. А для того, чтобы в регионах право ребенка на образование в ДДИ реализовывалось наиболее полно, О.Баталина назвала ряд обязательных факторов, в числе которых: четко выстроенное взаимодействие органов социальной защиты и органов образования, а также строгое следование действующим нормам и правилам.
В частности, для каждого воспитанника детского дома-интерната должны быть созданы специальные условия, основанные на заключении психолого-медико-педагогической комиссии. «Эти специальные условия должны быть созданы в соответствии с законом об образовании и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и умственной отсталостью, который был утвержден Минобрнауки еще в 2014 году», – уточнила заместитель министра.
Кроме того, дети, проживающие в ДДИ, должны обучаться по адаптированным образовательным программам для обучающихся соответствующего профиля или на основании специальной индивидуальной программы развития. Ольга Баталина напомнила, что еще в 2014 году Минпросвещения России разработало и направило во все регионы разъяснения о порядке получения образования воспитанниками, которые проживают в ДДИ, и рассказала о способах организации этого обучения. Всего их три:
- Обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения, созданного в ДДИ. В этом случае ДДИ может, как и любая образовательная организация, получить необходимую образовательную лицензию на организацию этой деятельности.
- Обучение в ДДИ приходящими сотрудниками из образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к интернату.
- Обучение непосредственно в самой образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к ДДИ.
Заместитель министра заметила, что сочетание этих трех способов, безусловно, должно обеспечивать охват образованием абсолютно всех воспитанников. И, несмотря на то, что далеко не все дети, в силу своих особенностей, смогут получить итоговый аттестационный документ, это нисколько не должно умалять значимости образовательного процесса: «Для таких ребят этот процесс крайне важен с точки зрения социальной адаптации, развития навыков, компетенций, социальной включенности во все процессы, происходящие вокруг них, – убеждена О.Баталина. – Только нормальная полноценная жизнь в интернате, которая включает образование, досуговую занятость, занятия со специалистами и многое другое – позволяет в полном объеме реализовать права такого ребенка».
Значительный потенциал помощи специалистам в организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе проживающим в ДДИ, по мнению Ольги Баталиной, заложен в работе созданного в 2017 году Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ФРЦ ИН ТМНР)*. А также в Учебно-методическом комплексе по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР)**.
По словам О.Баталиной, все необходимые материалы есть в свободном доступе, и ими может воспользоваться любой заинтересованный в этом специалист. Заместитель главы министерства обратилась к уполномоченным по правам ребенка в регионах, и призвала их при посещении ДДИ обращать особое внимание на то, насколько учреждениями используются предоставленные ресурсные возможности.
Завершая свое выступление, Ольга Баталина отдельно остановилась на реализации Комплекса мер по повышению эффективности функционирования механизмов реализации соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, проживающих в детских стационарах, а также детей, помещенных под надзор организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях качественного улучшения их жизни (далее – Комплекс мер).
Напомним, данный документ стал следствием мониторинга детских домов-интернатов, инициированного институтом Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и проведенного в 2018-2019 гг. – в результате были выявлены множественные грубые нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих учреждениях, в том числе на получение образования. В 2019 году о ситуации было доложено Президенту РФ. Главой государства дано поручение составить план действий по совершенствованию деятельности ДДИ. 9 сентября 2020 года Комплекс мер утвержден заместителем председателя Правительства России Т.А. Голиковой.
Заместитель министра труда и социальной защиты отметила, что в настоящее время для реализации этого документа, а также оценки качества его исполнения, разработана система мониторинговых показателей: «Нам не нужны от регионов многостраничные текстовые отчеты, в которых сообщаются сведения, которые невозможно ни с чем соотнести и сопоставить, а главное – невозможно на их основе сделать вывод о том, меняется ситуация в интернатах к лучшему или нет. Поэтому мы утвердили более 120 показателей, разбитых по тематическим блокам».
О.Баталина заявила, что первые результаты анализа исполнения Комплекса мер будут подведены по итогам первого квартала 2022 года, а их оценка будет проведена совместно с институтом уполномоченных по правам ребенка: «Проанализируем, что действительно получается, а где остаются наибольшие проблемы. Это наш общий документ, и я рассчитываю на его совместную эффективную реализацию», – подытожила заместитель министра.
Следует отметить, что выстраивание доступных возможностей для детей с инвалидностью во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в образовании – один из приоритетов работы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Это направление выделено в отдельную стратегическую программу, которая называется «Сопровождение через всю жизнь».
_____________________________________________________________________________________________________
* ФРЦ ИН ТМНР учрежден Минобрнауки России на базе Центра лечебной педагогики Псковской области и Псковского государственного университета. Центр оказывает консультативную поддержку участникам образовательных отношений, проводит курсы повышения квалификации, разрабатывает учебно-методические материалы в помощь родителям и специалистам.
** Учебно-методический комплекс (УМК) по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) создан в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначен для специалистов, участвующих в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).