Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Эксперты обсудили реализацию проекта «Подростки России»

12 мая 2022 года

282

В Общественной палате РФ состоялось первое заседание Экспертного совета проекта «Подростки России», реализуемого в рамках одноименной стратегической программы, инициированной Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка. Участники обозначили наиболее актуальные проблемы в работе с данной категорией несовершеннолетних, обменялись мнениями и предложениями о содержательном наполнении мероприятий проекта и ходе его реализации.

В состав совета вошли представители профильных структурных подразделений Администрации Президента РФ, Министерства просвещения, Министерства труда и социальной защиты, Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального агентства по делам молодежи, некоммерческих организаций, научных сообществ и родительских объединений, региональные детские омбудсмены, а также члены Детских общественных советов при уполномоченных в субъектах Российской Федерации.

Встречу открыл заместитель руководителя аппарата Уполномоченного при Президенте России по правам ребенка Алексей Газарян. Он рассказал, что проект «Подростки России» разработан совместно с Центром развития социальных проектов и поддержан Министерством просвещения России в рамках конкурса субсидий.

Цель, задачи и общую архитектуру проекта коллегам представил генеральный директор АНО «Центр развития социальных проектов» Армен Попов. Его главную идею он видит в выстраивании системы коммуникаций с подростками: «Мы говорим с ними о патриотических, этических, трудовых, других ценностях, но часто наши умные речи и наш жизненный опыт не достигают своей цели. Подросток нас не слышит, мы получаем отторжение всего того хорошего, что пытаемся до него донести. Сейчас это действительно большая проблема».

Эксперт отметил, что благодаря реализации проекта планируется создать банк актуальных практик по работе с подростками, сформировать профессиональное сообщество специалистов, повысить уровень родительских компетенций по подростковой тематике, квалификацию специалистов НКО и педагогов образовательных организаций, а также поддерживать и развивать детские общественные объединения.

В числе основных мероприятий, которые помогут достичь поставленных задач – создание сайта, на котором будет размещена актуальная информация о проекте, полезные материалы, ориентированные на разные целевые группы – педагогов, сотрудников некоммерческих и иных задействованных организаций, родителей и самих несовершеннолетних. Также запланировано проведение образовательных мероприятий в формате вебинаров и видеолекций,  реализация программ дополнительного образования, специальных программ повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений и НКО с возможностью получения итоговых аттестационных документов установленного образца.

Армен Попов заметил, что особое внимание будет уделено подростковой аудитории. Для ребят намечены вебинары в формате интервью с интересными и популярными в молодежной среде спикерами, для самых активных участников, обладающих лидерскими качествами, будут организованы дискуссионные площадки.

Кроме того, в рамках проекта «Подростки России» пройдет серия всероссийских классных часов на наиболее актуальные темы. Для единообразия их проведения классным руководителям будут предложены методические и информационные материалы, видеоинструкции и презентации. А также в планах проведение трех межрегиональных и большого итогового Всероссийского форума «Подростки России», который соберет лучшие практики и объединит экспертов по заявленной теме со всей страны.

«И это только внешняя оболочка запланированных мероприятий, теперь нам важно наполнить их контентом, максимально выверенным содержанием. Надеюсь, что с вашей помощью мы сумеем это сделать», – сказал глава Центра развития социальных проектов, обращаясь к собравшимся. По его словам, существенную роль в реализации любого проекта играет научная экспертиза: «Нам важно опираться на компетентное мнение, чтобы избежать ненужных ошибок и двигаться в фарватере доказательных практик», – отметил Армен Попов и передал слово доктору психологических наук, профессору Московского государственного психолого-педагогического университета, Члену Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Галине Семье.

Эксперт назвала основные характеристики подросткового возраста и рассказала об особенностях, свойственных молодому поколению сегодня. При этом она заметила, что в настоящий момент нет ни одного крупного исследования, содержащего подробный и ясный портрет современного подростка.

Галина Семья напомнила о мероприятиях, которые проходят в стране в рамках Десятилетия детства, и призвала соотносить их с планом событий проекта «Подростки России». Она отдельно отметила значимость расширения механизмов вовлечения детей в принятие решений, затрагивающих их интересы.

Также эксперт представила участникам результаты исследования, нацеленного на оценку субъективного благополучия подростка в Российской Федерации, заметив, что в данном случае речь идет в основном о детях социально уязвимых категорий: дети с ОВЗ, дети-мигранты, имеющие проблемы с законом, проживающие в арктических территориях и другие. Согласно озвученным данным на первые места субъективного благополучия у таких ребят выходят позитивные отношения между учеником и учителем, витальный комфорт, физическая активность и совместная деятельность с родителями. К низким показателям отнесено знание своих прав.

Галина Семья предложила обратить на это внимание, отметив, что о правах нужно говорить наравне с обязанностями. Подчеркнув острую нехватку исследований по заявленной теме, она призвала провести оценку проблем подростка методом «360 градусов» – организовать комплексные опросы всего окружения подростков, включая родителей, педагогов, специалистов, самих детей. При этом следует активнее подключать к этой деятельности несовершеннолетних, в том числе из Детских общественных советов при уполномоченных: «Нужно расширять их участие, привлекать к разработке анкет, чтобы они организовали опрос среди сверстников, родителей, учителей. А главное – привлечь их к экспертизе, чтобы они посмотрели на результаты своими глазами».

К обсуждению активно присоединились и другие участники встречи. Так, директор региональной общественной организации социальных проектов в сфере благополучия населения «Стеллит» Майя Русакова обозначила ряд препон к проведению исследований в подростковой среде, в том числе это обязательное получение согласия родителей на проведение любых видов опросов, и предложила проработать правовую сторону этой проблемы с привлечением юристов.

Присутствовавшая на встрече представитель подростковой аудитории, председатель Детского общественного совета Москвы Юлия Снеткова поддержала предложение говорить в равной степени как о правах, так и об обязанностях детей. Она заметила, что в ее окружении большинство ребят, например, не знают устава образовательного учреждения, в котором они сами обучаются. Юлия подняла тему инклюзии и важности формирования умения взаимодействовать с ребятами, имеющими особенности здоровья, в одном коллективе. Девушка озвучила идею разработки методички «Школьник XXI века», где был бы представлен портрет современного подростка, описаны его поведенческие особенности и даны рекомендации по общению.

Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области Евгения Майорова предложила включить в проект «Подростки России» тему медиативных технологий в разрешении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних, а также поделилась практиками по работе с подростками группы риска, которые реализуются в регионе.

В свою очередь, детский омбудсмен из Пермского края Светлана Денисова отметила большую и уже доказанную эффективность применения такого формата работы как «дети детям». Она призвала при планировании мероприятий, ориентированных на подростковую аудиторию, отказаться от привычных взрослым, стандартных и скучных наименований и использовать терминологию, направленную на интерес детей.

О воспитании ответственного родительства сквозь призму соблюдения прав и выполнения обязанностей говорила доцент кафедры Кубанского государственного университета Светлана Книжникова. Она пояснила, что в последнее время исследования выявляют рост девиаций в этой области: «Молодые родители зачастую хорошо знают свои права, но плохо осознают свои обязанности. Тема ответственности обязательно должна сочетаться с темой ответственного родительства и начинать нужно уже с подросткового возраста».

В то же время профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета Татьяна Шульга призвала привлекать к проведению образовательных мероприятий для родителей и специалистов педагогов-психологов и психиатров, чтобы помочь им лучше понять и разобраться в особенностях детской психики.

Участники также обсудили вопросы профилактики деструктивного поведения подростков, буллинг, разные виды насилия со стороны взрослых в отношении детей и методы борьбы с ними, формирование мотивации у подростков к получению знаний и саморазвитию, важность примера значимого взрослого, допобразование и многие другие темы.

Все предложения будут внимательно изучены и использованы при наполнении плана реализации проекта. «Ваша экспертиза нам, безусловно, необходима для того, чтобы проект “Подростки России” сделать максимально эффективным, полным и интересным», – подчеркнул Армен Попов.