Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

«Подростки 360»: в Петербурге стартовала стратегическая программа Уполномоченного по правам ребенка

30 июня 2022 года

228

Эксперты обсудили, как будут повышать благополучие 9 миллионов подростков

28-29 июня в Санкт-Петербургском государственном университете прошел Первый межрегиональный форум «Подростки 360», собравший очно и в онлайне 800 экспертов: представителей государства, общественных организаций, в том числе детских, ученых, специалистов-практиков. Его в рамках национального проекта «Образование» провел Центр развития социальных проектов при поддержке Министерства просвещения РФ и по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

 

Открывая форум, детский омбудсмен отметила, что подростки – это почти треть всего детского населения страны, 9 млн человек, и задача общества – создать для них принимающую среду, помочь им пережить сложности переходного периода и найти дорогу в жизни, сформировать веру в себя и позитивный образ будущего.

 

Мария Львова-Белова представила участникам форума стратегическую программу «Подростки России». Образовательная и исследовательская работа – одна из важнейших ее составляющих. Форум стал первой экспертной очной площадкой в рамках программы.

 

«Мы должны консолидировать практическое знание о подростках и сделать его общим достоянием», – подчеркнула Мария Львова-Белова. Для широкой аудитории уже работает интернет-ресурс «РосПодРос», который станет не только банком эффективных практик по работе с подростками, но и площадкой для общения детей, родителей и экспертов.

 

Детский омбудсмен рассказала о направлениях программы, важная роль в которой отводится созданию и развитию экосистемы специальных социальных пространств для подростков. «Это вроде бы и не дом, но место, где подросткам будет хорошо,  комфортно, здесь их будут понимать», – пояснила она. Федеральная сеть таких центров – по итогам первого года их должно стать уже 100 – объединит как уже успешно работающие проекты некоммерческих организаций и государства, так и центры регионов, которые сейчас частично перепрофилируются под новые задачи. Заниматься с детьми в этих центрах будут специалисты, прошедшие повышение квалификации по работе с подростками, в том числе с девиантным поведением. Методологическую поддержку программы обеспечит Федеральный центр развития программ социализации подростков, создающийся в сотрудничестве с Министерством просвещения. В ближайший год силами этого центра планируется обучить 10 тысяч специалистов.

 

Мария Львова-Белова также обратила внимание на особенности работы с оставшимися в России подростками из Донецкой и Луганской народных республик и Украины. По ее словам, основная задача – отогреть этих детей, помочь им преодолеть травматичные переживания и помочь увидеть в нашей стране территорию возможностей.

 

Ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал о работе университетской «юридической клиники», где студенты оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, а также о создании на базе университета других клиник – психологической, архивной, переводческой, социальной, социологической. Он предложил использовать научный потенциал СПбГУ для оказания всесторонней помощи подросткам, семьям с детьми, в том числе вынужденным переселенцам, и пообещал дать соответствующее поручение руководителям всех университетских клиник.

 

Следующим предложением Николая Кропачева стало проведение юридическим факультетом мониторинга правоприменительной практики в отношении подростков, а также привлечение студентов СПбГУ для изучения и анализа всех нормативных актов, регулирующих социальную, семейную и подростковую сферу, включая локальные нормативные акты профильных организаций. Кроме того, по его словам, университет может проводить исследования в интересах института уполномоченных по правам ребенка, в том числе и по подростковой тематике. В частности, СПбГУ проводил междисциплинарные аналитические исследования по теме подростковых суицидов, участия несовершеннолетних в протестных акциях.

 

На полях форума Мария Львова-Белова и Николай Кропачев подписали Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и Санкт-Петербургским государственным университетом.

 

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Лариса Фальковская отметила, что программа Уполномоченного продолжает «развитие целостной государственной системы работы для подростков и совместно с подростками». По ее словам, важно вести эту работу с опорой на современные научные исследования в сфере детства, в том числе с использованием доказательного подхода. Минпросвещения является заказчиком ряда больших исследований, напомнила Лариса Фальковская. Ведущие вузы страны и научные организации будут формировать научно-исследовательскую базу по ключевым направлениям подростковой тематики, включая комплексную профилактику агрессивного поведения и научно-методическую разработку системы оценки благополучия ребенка. «Будем рады, если их апробационные площадки будут пересекаться, совместно работать с теми центрами, которые будут созданы в рамках программы “Подростки России”», – отметила она.

 

Также эксперт представила выводы, основанные на результатах ежегодного социально-психологического тестирования, которое проводит Минпросвещения на предмет выявления ранних факторов риска употребления психоактивных веществ. Исследования проводились среди 7 млн подростков в возрасте от 13 до 18 лет, в том числе студентов среднего профессионального образования. Лариса Фальковская сообщила, что на протяжении последних трех лет сохраняется динамика по основным факторам риска. По ее данным, подростки испытывают дефицит в потребности в одобрении и принимают асоциальные установки. Также фиксируется высокий уровень тревожности и очень низкие значения самоконтроля поведения. По ее мнению, эти результаты задают векторы коррекционно-развивающей работы, которую могли бы взять на себя подростковые клубы, чтобы «опосредованным действием взрослого формировать позитивную устойчивую позицию подростка».

 

На пленарной сессии также выступили представители МВД России, комитетов по образованию, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Петербурга, а также член Детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

 

В рамках Форума состоялся диалог с учеными. Главным лейтмотивом профессиональной дискуссии стал вопрос – «Что мы знаем о подростках?». Ведущие эксперты в области психологии, социологии и педагогики представили тематические доклады и результаты исследований по подростковой тематике.

 

Галина Семья, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета, член экспертных советов и комиссий при Правительстве РФ и Госдуме представила исследования по теме благополучия подростков. Предваряя свое выступление, она отметила, что важной задачей работы в подростковом проблемном поле является формирование единого профессионального сообщества по исследовательскому принципу «360 градусов». Это не только специалисты, но и родители, педагоги, сами подростки. «360 градусов – это когда мы смотрим на подростка глазами разных людей – тех, с кем он сталкивается, но в том числе мы смотрим и глазами самого подростка», – сказала Галина Семья.

 

Директор Федерального института оценки качества образования, член Общественной палаты РФ Сергей Станченко дал оценку сформированности ценностных ориентаций обучающихся и представил итоги национальных исследований качества образования. Он подчеркнул важность межведомственной профилактической работы в отношении деструктивных проявлений подростков, в том числе и в части формирования благоприятного доверительного климата в школах.

 

Майя Русакова, кандидат социологических наук, руководитель Центра Социологических и Интернет-исследований СПбГУ, руководитель Центра мониторинга качества образования СПбГУ отметила, что теоретических знаний о подростках накоплено много, но пока есть проблемы с тем, чтобы применять эти знания в практической повседневной работе. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы практики на местах использовали те знания, которые есть в современной науке», – сказала она.

 

Выездными площадками Форума стали Центр святителя Василия Великого, Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт», Социальный приют для детей «Транзит», Центр психологического развития и обучения детей и подростков «Архитектура Будущего» и Благотворительный кластер «Нормальное место». На этих общественных пространствах проводится индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними, совершившими административные правонарушения и находящимися в конфликте с законом, реализуются программы по профилактике асоциальных явлений среди молодежи. В основе их программ лежит создание благоприятных условий для социализации и взросления подростков, формирование безопасной развивающей среды.

 

Все мероприятия второго дня форума переместились в Петергоф – в кампусе «Михайловская дача» на базе Высшей школы менеджмента СПбГУ прошли лектории, практикумы, тренинги и мастер-классы.

 

Светлана Книжникова, доцент Кубанского государственного университета выступила с лекцией «Медийно-информационное пространство, как фактор социализации подростков: риски девиантности и возможности их нивелирования». Екатерина Селенина, председатель правления Благотворительного фонда «Надежда» рассказала о влиянии пандемии и периода изоляции на подростков уязвимых категорий. Аналитик Центра защиты прав и интересов детей Минпросвещения РФ Анатолий Козлов на основе опыта проведения поддерживающих мероприятий для сотрудников и обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений проанализировал развитие конфликтной компетентности подростков. Светлана Шишкова, учредитель Психологического центра «ДОМ», вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей выступила по теме профориентации и профессиональному самоопределению детей и молодежи, а Яков Санадзе, ведущий специалист Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, рассказал про интеграцию молодежи в проектную деятельность.

 

На секции «Технологии подростковой работы» специалисты представили ряд успешных региональных практик работы с подростками, обсудили влияние различных факторов на механизмы формирования личности и социализации подростков, проблемы самоопределения подростков в условиях современных вызовов, вовлечение их в проектную деятельность. Участникам секции «Профориентация и самоопределение подростков» рассказали о работе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и направлениях деятельности Опорного центра содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи, о концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения.

 

На секции «Безопасность и благополучие уязвимых категорий подростков» были представлены эффективные методы социального контроля, медиативные практики в сфере защиты прав и интересов детей. Кроме того, обсудили создание комфортной среды для всех школьников, включая детей с инвалидностью, а также возможные проблемы обучения приемных детей. Основное внимание на секции «Подростково-родительские отношения» было уделено работе с кризисными ситуациями в замещающих семьях через оказание поддержки подросткам и замещающим родителям. Специалисты рассмотрели основные вопросы, касающиеся детско-родительских отношений, получаемые на детском телефоне доверия, а также опыт взаимодействия с подростками через социально-психологическую игру «Гардероб семейных отношений».

 

Секция «Профилактика асоциального поведения» была посвящена проблемам раннего употребления ПАВ детьми и подростками, различным зависимостям, подростковым суицидам и селфхарму, буллингу, деструктивному и девиантному поведению несовершеннолетних, а также профилактической работе. Специалисты представили региональный опыт. Также для участников форума провели мастер-класс «Самоповреждающее поведения и суициды. Работа с удержанными чувствами, аутоагрессией. Фокусировка на самоподдержке специалиста при работе со сложными темами», практикум «Использование кино в работе с подростками» и тренинг «Приемы и алгоритмы помощи в формировании самоидентификации и доверительных межличностных отношений подросткам с эмоционально-неустойчивым поведением и/или с низким уровнем эмпатии».

 

В текущем году запланировано проведение еще двух межрегиональных форумов по подростковой тематике в Новосибирске и Владивостоке, а итоговый – Всероссийский – состоится в Москве в ноябре 2022 года.

 

Записи трансляций форума доступны на канале «РосПодРос».