Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Эксперты обсудили, как разъяснить детям авторское право

4 июля 2022 года

282

Участники круглого стола дали предложения по просветительской деятельности в этой сфере.

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему защиты авторского, патентного и иных прав интеллектуальной собственности несовершеннолетних. В нем приняли участие представители Министерства культуры, Роспатента, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», Агентства стратегических инициатив, профильных ассоциаций, общественных, музыкальных, театральных, научных организаций и объединений. К разговору также присоединился член Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка Республики Татарстан.

Открывая обсуждение, советник аппарата федерального детского омбудсмена Роман Чуприков отметил, что тема защиты авторского права ребенка требует дополнительной проработки. Он привел результаты опроса Детских общественных советов. Из 600 ребят практически все заявили, что имеют только общее представление об авторском праве. 33 респондента создавали продукты авторского права – писали стихотворения, музыку, песни, 12 считают, что на их изобретения можно было оформить патент. Однако почти никто из них не пытался зарегистрировать свое право – из-за незнания, как это сделать, и боязни бюрократических процедур.

Эксперты поделились своими предложениями, как сделать эту сферу правоотношений более понятной и доступной для детей.

Создатель блога о музыкальном менеджменте «mishas tips» Михаил Мазунов заметил, что разговор должен идти не только об авторском, но и о смежном праве. К числу проблем он отнес слабую осведомленность детей и родителей о процедуре лицензирования объектов права, а также об их дальнейшей «монетизации».

Своим личным опытом по закреплению авторского права поделился Артемий Матяж, представитель Детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Республике Татарстан. Подросток считает, что в настоящее время этот процесс слишком забюрократизирован и требует упрощения. Он также предложил рассказывать об авторском праве на уроках обществознания.

Советник генерального директора Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» Сергей Матвеев уверен, что на законодательном уровне все механизмы хорошо отработаны, и главное – суметь донести информацию: «Наша задача – рассказать, научить, показать, какими сервисами, цифровыми технологиями можно пользоваться для того, чтобы избежать каких бы то ни было проблем в дальнейшем». Эксперт предложил развивать образовательные курсы, программы, дополнять их специальными игровыми приложениями, которые помогли бы детям разобраться, что такое авторское право, как его зафиксировать и как им распоряжаться.

Исполнительный директор Ассоциации Анимационного кино Ирина Мастусова предложила использовать для диалога с детьми ресурсы, востребованные и интересные для них самих: «С детьми нужно разговаривать на их языке и на их платформах. Например, к программам просветительства можно привлекать блогеров. Полезным могло бы стать и создание коротких роликов о том, как устроен процесс, связанный с закреплением авторства».

Иван Жиганов, художественный руководитель и директор Детского музыкального театра «Домисолька» подал идею адресовать Министерству просвещения России предложение об обязательной интеграции образовательных программ на темы авторского права в планы учебных заведений.

Присутствовавшая на встрече заместитель директора ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» Елена Артамонова идею поддержала, однако заметила: «Внедрение образовательных программ процесс нужный, но долгий. Важно посмотреть, что мы еще можем сделать, что называется здесь и сейчас». Она предложила воспользоваться веб-страницей Центра «Твое право» для наполнения соответствующей информацией, а также подумать над проведением вебинаров для родителей и педагогов, подготовкой лаконичных брошюр-путеводителей, позволяющих легко ориентироваться в обсуждаемой сфере правоотношений.

Заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» Любовь Кирий считает, что обучение азам защиты своих прав нужно прививать с самого малого возраста: «Школа – это второй уровень, первый – детский сад, и там уже можно преподносить детям какие-то основы права». Также она обратила внимание коллег на необходимость повышения квалификации педагогов.

Руководитель центрального офиса ИНЖИНИРИУМ МГТУ им. Н.Э. Баумана Анастасия Летягина рассказала о работе под кураторством ВУЗа сети центров дополнительного образования для детей и подростков от 5 до 17 лет и об уже имеющихся наработках в части авторского права – кейсах, методических материалах, которыми университет готов делиться в ходе дальнейшего сотрудничества.

Директор практики «Социальное развитие» Агентства стратегических инициатив Евгений Малеванов поднял тему дефицита мотивации в массовом использовании авторского права и его защите. «Вследствие этого нет мотивации и к освоению компетенций, нет мотивации к использованию этих знаний в образовательном процессе», – отметил эксперт. По его мнению, начинать важно с семейной культуры: «Если ребенок видит родителей, которые время от времени уделяют внимание теме защиты своих прав, в том числе и авторских, то ребенок в такой семье без учебников, без учителя приобретает этот фундамент».

Завершающим стало выступление Алексея Кубышкина, заместителя директора Департамента правового регулирования Министерства культуры России, который рассказал, что вопрос о регистрации авторского права – один из самых распространенных среди обращений в министерство и одновременно сложных. По его мнению, разобраться во всех тонкостях непросто даже опытному юристу, поэтому экспертам предстоит большая работа по адаптации этой информации для восприятия детской аудиторией.

Модератор встречи Роман Чуприков поблагодарил коллег за продуктивный диалог: «Это наша первая встреча, впереди большие планы по дальнейшему проведению совместных мероприятий». Все озвученные предложения будут сведены в итоговую резолюцию, которая послужит основой для дальнейшей работы Уполномоченного.