Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

В аппарате детского омбудсмена обсудили работу с последствиями суицидального поведения несовершеннолетних

10 августа 2022 года

378

По инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой состоялся круглый стол о третичной профилактике самоубийств. Этот уровень профилактики суицидального поведения направлен на работу с окружением подростка, совершившего суицид или суицидальную попытку, и с ним самим, если он остался жив.

Проблемное поле и актуальность разговора обозначил советник аппарата детского омбудсмена Роман Чуприков. Он привел данные Следственного комитета РФ, свидетельствующие о росте числа завершенных детских суицидов – с 548 случаев в 2020 году до 753 в 2021-м.

При этом, как показывает практика, в большинстве субъектов полноценной профилактической работы не ведется, и даже после трагических случаев серьезной активизации внимания органов власти к проблеме не происходит. 
«В некоторых регионах имеются факты, когда должность педагога-психолога занимает педагог-предметник, не имеющий соответствующей подготовки. Порой в субъектах просто отсутствуют региональные службы экстренного реагирования по фактам суицидального проявления, или же они бездействуют», – привел примеры Роман Чуприков.

В свою очередь, Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ, подчеркнула, что ответственность за качество профилактики в этой сфере не может быть возложена целиком на педагогов-психологов или специалистов, замещающих подобные должности. Особенности современной коммуникативной среды требуют максимально полного вовлечения в проблематику борьбы с суицидами всего педагогического сообщества на местах.

«Это и учителя, и классные руководители, и школьная администрация. Мы задаём планку того, что вся образовательная среда должна работать как профилактирующая», – подчеркнула Лариса Фальковская. 


При этом, по мнению спикера, особое внимание следует уделять влиянию и внешкольных факторов, прежде всего – интернет-контента. Сегодня это влияние далеко не всегда удается оценить, вычленить в нем наиболее значимые угрозы, ключевые риски. Необходимая работа уже ведется Минпросвещения, в том числе совместно с Центром изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды, но ее требуется расширять и актуализировать.


Медицинский аспект профилактики суицидов развернули в своих выступлениях врачи – профессор, главный научный сотрудник отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии – филиала ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Евгений Любов и старший научный сотрудник отделения Каринэ Кещян.

Они акцентировали внимание на том, что официальная статистика, согласно которой подростковые суициды составляют мизерную долю в общем объеме самоубийств, не должна успокаивать. В первую очередь – из-за числа попыток суицида, не доведенных подростками до конца и по сути остающимися за пределами сферы внимания специалистов.

«Даже здесь, в Москве, огромное количество детей, совершивших суицидальные попытки, уходят из больницы, из общемедицинской сети, и не попадают в наше поле зрения. Потому что родители отказываются от консультации», – сказала Каринэ Кещян. Она отметила, что ребенка может осмотреть психиатр по месту жительства, но, если тот посчитает, что риска рецидива нет, то на этом все закончится.


В первую очередь для повышения качества профилактической работы эксперты предложили наладить систему скрининга суицидального риска, а также организовать специализированное обучение для педагогов. Отдельной по значимости является работа с масс-медиа.

«Сейчас, к сожалению, СМИ действуют непрофессионально, тиражируя мифы о суициде», – подчеркнул Евгений Любов. По его словам, часто публикации лишь усугубляют бремя вины, ложащееся на семьи и на учителей после суицидальной попытки.

Для третичной профилактики, имеющей дело с последствиями уже совершенной попытки суицида, особенно важным является экстренное обеспечение психологической поддержкой не только семьи и близких пострадавшего, но и коллектива его учебного заведения – об этом говорила проректор по воспитательной и социально-психологической работе Московского государственного психолого-педагогического университета Олеся Вихристюк.

«Нам необходимо школу возвращать к нормальной жизни, а для этого – работать по оказанию помощи и педагогу-психологу, и директору школы, и остальным педагогам, естественно. Потому что учёба продолжается, задача по обучению стоит. И важно не дать рассыпаться учебному процессу, попытаться нормализовать состояние педагогов, и, конечно, учеников самого класса, в котором это произошло», – отметила она.

Чтобы ответственные службы могли такую помощь ученикам и педагогам оказать, необходимо решить несколько управленческих задач. Среди них – организация супервизорского сопровождения специалистов системы профилактики, а также – синхронизация работы всех вовлеченных участников. Начинать здесь нужно с методической базы – сегодня каждое из ведомств опирается на собственные наработки, а чтобы взаимодействие стало действительно плодотворным, их необходимо объединить.

Ряд участников встречи уделили особое внимание профилактике буллинга, травли в детских коллективах как принципиально важному механизму предотвращения суицидов. Заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы Нина Середенко рассказала о результативности применяемых в московских школах практик медиации конфликтов, в том числе деятельности служб примирения. Аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения Московского педагогического государственного университета Андрей Шевченко отметил важность повышения профессиональных компетенций школьных психологов, и необходимость активизировать работу с детьми из потенциальных групп риска.

Предложения участников были объединены в рамках резолюции, принятой по итогам встречи. Так, ответственным ведомствам, прежде всего, Минздраву, рекомендовано создать единую федеральную кризисную службу по помощи подросткам, находящимся в суицидальном кризисе. Аналогичные службы следует сформировать и на уровне регионов.

Губернаторам предлагается пересмотреть и актуализировать действующие межведомственные программы по профилактике суицидов, а также организовать проведение обучающих семинаров-совещаний для специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Кроме того, институт Уполномоченных на региональном уровне проработает возможность организации доступной экстренной психологической и медицинской помощи на базе создаваемых подростковых центров.