Детский Уполномоченный Санкт-Петербурга навестила ребят в Центре содействия семейному воспитанию № 15. А заодно посмотрела, как перестраивается учреждение для работы «по-семейному принципу», который предписан постановлением Правительства РФ №481. Кроме того, совсем недавно Светлана Агапитова получила заявление от одной из воспитанниц…
Центр встретил Уполномоченного по правам ребенка противоречиво: улыбающимися детскими лицами и изъеденным временем фасадом здания. Для директора учреждения Ольги Тимофеевой это – настолько больная тема, что едва поздоровавшись, она, упреждая вопрос, рассказала о том, что в ближайшее время их ждет косметический ремонт фасада и благоустройство территории, на которые уже выделены средства. А вот внутри здания, уже есть чем похвастать – проведена значительная перестройка, и ребята проживают в «квартирах».
Как-то сама собой сложилась экскурсия. Ведь, по пути к жилым блокам, сложно пройти мимо бассейна, художественных мастерских, зала лечебной физкультуры. Большинство детей были на выездных мероприятиях, но и помещения Центра не пустовали. «На воде» шли групповые занятия, в мастерских царил творческий дух, основательно приправленный старательным сопением. Воспитанники ваяли глиняных слоников, рисовали петербургские пейзажи, шили петухов к пасхальной ярмарке. Буря восторгов и положительной энергии кружилась на занятиях в «Доме Совы» – специально оборудованном сенсорно-динамическом зале.
Завидев детского Уполномоченного, ребята выкрикивали «здравствуйте, Светлана Юрьевна!» и предлагали свои услуги в качестве экскурсовода. Причем, иногда очень даже настойчиво, стремясь показать буквально каждый угол. Дело в том, что в последнее время с воспитанниками 15-го Центра Светлана Агапитова виделась в основном в лагерях, и они каждый раз говорили: «а приезжайте к нам дома в гости». И теперь, как всякий радушный хозяин, стремились «не ударить в грязь лицом». А в одной из игровых комнат обнаружились и четвероногие обитатели Учреждения. Парочка Джек-рассел-терьеров, завидев гостей, лениво-неторопливой походкой направились знакомиться. Собачки живут тут на совершенно законном положении со всеми необходимыми прививками и регулярными осмотрами. Учреждению их подарил Георгий Полтавченко, чтобы ребятам было веселее. По совершенно довольным собачьим мордам и откормленным тушкам видно, что весело не только ребятам. Терьеры добродушно обнюхали визитеров и радостно виляя хвостами стали примериваться к обуви – как бы предлагая отметить знакомство съеданием этой ненужной на их взгляд детали гардероба. Пришлось спешно ретироваться, хотя еще какое-то время позади слышалось настойчивое пыхтение преследователей…
Так постепенно добрались и до «квартир». В каждом блоке есть просторная кухня-гостиная со всей необходимой мебелью и техникой, хозяйственная и учебная комнаты, спальни – не более, чем по два человека со своим санузлом каждая. Приятно, что все сделано не по единому шаблону, а с внесением разнообразия, насколько это было возможно. Над каждой кроватью висят мультирамки с коллажами фотографий воспитанника. В гостиных установлены огромные телевизоры. В общем – живи, учись и радуйся. Что и подтверждают сами ребята, которые с явным удовольствием и гордостью показывали свои «квартиры».
С этого года заработали еще и «тренировочные квартиры» для выпускников. Здесь они под присмотром наставников в полной мере овладевают всеми необходимыми для самостоятельной жизни бытовыми навыками: готовка, стирка, уборка, покупка продуктов, планирование бюджета и т.д. Переоценить пользу от такого реалистичного тренинга невозможно. Подобный «курс самостоятельного проживания» неплохо бы проходить и «родительским» детям. И, что важно, самим ребятам нравится такая подготовка. Кто-то из выпускников совершенно серьезно сказал, вздохнув: «даже уходить не хочется»…
Однако, сколько людей – столько и мнений. И жалоба, пришедшая недавно детскому Уполномоченному от одной из девушек-выпускниц, как раз и состояла в том, что «меня не отпускают на самостоятельное проживание». Заявление, конечно, несколько странное в том смысле, что никаких реальных рычагов для удерживания совершеннолетних воспитанников в стенах учреждения нет. Да и вообще – зачем и кому это может понадобиться?
Естественно, Светлана Агапитова побеседовала и с девушкой, и с педагогическим коллективом и ситуация прояснилась. И ничего странного в ней нет. Причина известна еще из произведений Шекспира. Или как говорил киногерой одного известного детектива: «слепому видно, что здесь замешана любовь!». Именно это высокое чувство гонит юную «Джульетту» из отчего дома на самостоятельное проживание.
А педагогический коллектив, как всякий нормальный родитель, сомневается и подозревает влияние гормонов, мешающих мыслить ясно и совершать обдуманные поступки. Насильно заточить принцессу в замке они не могут, а посему всячески пытаются уговорить ее не спешить, убеждают, что не готова она еще к самостоятельному проживанию. Да и квартира стоит пустая – ни мебели, ни кухни. Куда как разумнее – не торопясь обставить свое жилище, подготовить все и потом уж переезжать. А «трубадур», если чувства искренние, никуда за это время не денется. Ведь в жизни то как бывает: закрутит-завертит, а потом раз – ни мебели, ни денег на счете… ни «трубадура». Неспроста же поется: «сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна». Кто ж пожелает такого своему ребенку? Вот и опасается педагогический коллектив…
К тревогам взрослых Детский Уполномоченный отнеслась с пониманием. И все же предложила поискать варианты мирного урегулирования противоречий. Ведь чему, прежде всего, нас учит история Монтекки и Капулетти? Что опасно «перегибать палку», особенно с подростками.
В конце концов, что известно о юном «Ромео»? Ничего. Неизвестность всегда пугает. А может он вполне благообразный и перспективный парень, имеющий серьезные намерения? Нужно попытаться с ним познакомиться, убедить «Джульетту» предъявить возлюбленного «семье». Так, глядишь, и молодой человек почувствует большую ответственность. Кроме того, помочь выпускнице с покупкой всей необходимой обстановки в квартиру – опыт в этом деле вещь полезная, да и гарантия появится, что деньги, накопленные на ее счете, не будут потрачены «на глупости».
В общем, на том и порешили – поменять тактику и познакомиться с претендентом на руку и сердце воспитанницы. Ну а что из этого получится – покажет время. Можно только заметить, что 15-й Центр, судя по возникшей проблеме, перестроил жизнь «по-семейному принципу» не только в помещениях, но и в отношениях, и это не может не радовать.
Еще одно существенное достижение Центра – действующая Школа приемных родителей, которая подготовила уже 45 кандидатов. И это очень важное стратегическое направление. Ведь реформа сиротских учреждений и затевалась для усиления семейных форм воспитания. Однако, было бы неразумно не использовать тот колоссальный опыт, который имеют сотрудники учреждений. Именно поэтому «детские дома» были преобразованы в «центры содействия семейному воспитанию», чтобы их специалисты не только работали с детьми, которые временно остались без семьи, но и готовили приемных родителей, а в перспективе и сопровождали их. Один только описанный выше пример конфликта может поставить в затруднительное положение даже профессионалов. А для приемных родителей, без хорошей поддержки, это и вовсе обернется катастрофой.
Иными словами, 15-й Центр содействия семейному воспитанию демонстрирует прогрессивный подход, который полностью укладывается в новую идеологию работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.