В конце 2018 г. по инициативе Детского омбудсмена ГБУСО «Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» обратился в Кабанский районный суд с иском о лишении родительских прав К., отбывающей назначенное судом наказание за совершение особо тяжкого преступления. Мотивом обращения в суд послужил тот факт, что К., находясь в местах лишения свободы, осуществляла свои родительские права в противоречии с интересами своего сына Е., а именно – оказывала на него психологическое давление, постоянными телефонными звонками принуждая отказаться от размещения его в приемной семье. Установлено, что между ребенком и матерью был слабый эмоциональный контакт, отсутствовала привязанность; после разговоров с К., ребенок становился замкнутым, подавленным, отказывался беседовать с матерью. Кроме того, К. на момент подачи иска, имела алиментную задолженность. Уполномоченный по правам ребенка в РБ Т. Вежевич выступала в районном суде в качестве свидетеля, поскольку в течение длительного времени отслеживала судьбу ребенка, принимала меры по защите его прав и законных интересов, а также представила Заключение в интересах малолетнего Е.
Отказывая в удовлетворении исковых требований районный суд исходил из того, что факт злостного уклонения К. от уплаты алиментов и факт злоупотребления родительскими правами не доказаны, а также не принято в качестве доказательств оказания психологического насилия на ребенка Заключение Уполномоченного по правам ребенка в РБ.
Однако Судебная коллегия Верховного Суда РБ пришла к выводу, что указанное не соответствует обстоятельствам дела, которым судом надлежащая правовая оценка не дана, что в силу пунктов 1, 3, 4 ст. 330 ГПК РФ является основанием к отмене решения.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия пришла к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований о лишении К. родительских прав в отношении малолетнего сына Е., поскольку исследованными материалами дела подтверждаются обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении К. родительскими правами.
Также Судебная коллегия не согласилась с выводами районного суда о том, что Заключение Уполномоченного по правам ребенка в РБ не может быть принято судом в качестве доказательства, поскольку задачами Уполномоченного является государственная защита прав ребенка. В данной связи, Заключение подлежит оценке судом в качестве доказательства.
Таким образом, исходя из необходимости защиты интересов несовершеннолетнего Е., судебная коллегия пришла к выводу, что установленные по делу обстоятельства являются достаточным основанием для удовлетворения исковых требований о лишении К. родительских прав в отношении сына Е.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ определила решение Кабанского районного суда РБ отменить и принять новое решение – лишить К. родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Е.