В настоящее время в федеральное, региональное и муниципальное законодательство внесен ряд изменений, в частности ВИЧ-инфицированным лицам в некоторых случаях позволят усыновлять детей; право родственников пациента посещать его в отделениях реанимации и палатах интенсивной терапии закреплено законом; регламентирован порядок осуществления Роскомнадзором контроля за соблюдением законодательства о защите детей от вредной информации; Минздравом России определены правила формирования перечня заболеваний, по которым разрабатываются клинические рекомендации; утверждены требования к оснащению воздушных судов скорой помощи, осуществляющих санитарно-авиационную эвакуацию; стоимость путевки в загородный оздоровительный лагерь Ивановской области на 21 день установлена в размере не более 12500 руб., из расчета 10000 руб. - за счет средств городского бюджета, остальные средства - за счет родительской платы и др.
В настоящее время в федеральное, региональное и муниципальное законодательство внесен ряд изменений, в частности ВИЧ-инфицированным лицам в некоторых случаях позволят усыновлять детей; право родственников пациента посещать его в отделениях реанимации и палатах интенсивной терапии закреплено законом; регламентирован порядок осуществления Роскомнадзором контроля за соблюдением законодательства о защите детей от вредной информации; Минздравом России определены правила формирования перечня заболеваний, по которым разрабатываются клинические рекомендации; утверждены требования к оснащению воздушных судов скорой помощи, осуществляющих санитарно-авиационную эвакуацию; стоимость путевки в загородный оздоровительный лагерь Ивановской области на 21 день установлена в размере не более 12500 руб., из расчета 10000 руб. - за счет средств городского бюджета, остальные средства - за счет родительской платы и др.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Федеральный закон от 29.05.2019 № 115-ФЗ «О внесении изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации»
ВИЧ-инфицированным лицам в некоторых случаях позволят усыновлять детей.
Принятый Закон направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 20 июня 2018 г. № 25-П.
Данным Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ, в силу которого усыновителями не могут быть лица, страдающие отдельными заболеваниями, а также пункта 2 Перечня заболеваний, утвержденного Правительством РФ в целях реализации указанных положений Семейного кодекса РФ.
Названные положения послужили основанием для отказа лицу, инфицированному ВИЧ и (или) вирусом гепатита C, в усыновлении (удочерении) ребенка, который проживает с этим лицом.
В этой связи Законом вносится дополнение, позволяющее отступить от запрета, установленного положением подпункта 6 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ, в случае, если лицо, желающее усыновить ребенка, проживает с ним в силу уже сложившихся семейных отношений.
2. Федеральный закон от 29.05.2019 № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Право родственников пациента посещать его в отделениях реанимации и палатах интенсивной терапии закреплено законом.
На Минздрав России возлагаются полномочия по утверждению общих требований к организации посещения пациента его родственниками и иными членами семьи или законными представителями в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях.
3. Приказ Роскомнадзора от 19.12.2018 № 203 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2019 № 54749.
Регламентирован порядок осуществления Роскомнадзором контроля за соблюдением законодательства о защите детей от вредной информации.
Предметом контроля является соблюдение производителями или распространителями информационной продукции (учредители, редакции, издатели и распространители средств массовой информации, провайдеры хостинга, владельцы сайтов, вещатели, операторы связи) требований, установленных нормативными правовыми актами в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Должностные лица при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) имеют право, в том числе:
- запрашивать для проверки документацию проверяемого лица, связанную с соблюдением требований;
- направлять запросы в уполномоченные госорганы и организации для подтверждения соблюдения или нарушения объектом контроля требований;
- направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел при выявлении признаков преступлений;
- выдавать предостережение о недопустимости нарушения требований;
- применять меры профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений проверяемыми лицами.
Плановые проверки проводятся в соответствии с установленными планами работы. Внеплановые проверки проводятся в случаях:
- получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления о соответствующих нарушениях;
- обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями должностных лиц надзорного органа.
Срок проведения как планового, так и внепланового мероприятия по контролю в отношении производства и выпуска средств массовой информации, вещания телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также информации, распространяемой посредством Интернета, не может превышать:
- при проведении проверки в отношении вещателя - 20 рабочих дней;
- при проведении систематического наблюдения в отношении вещателя - 21 календарного дня;
- при проведении мероприятия по контролю в отношении СМИ - 3 рабочих дней.
Срок проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении информации, распространяемой посредством сетей передачи данных и подвижной радиотелефонной связи, не может превышать 20 рабочих дней.
Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому обособленному структурному подразделению. Общий срок не может превышать 60 рабочих дней.
4. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 101н «Об утверждении критериев формирования перечня заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации». Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019 № 54763.
Минздравом России определены правила формирования перечня заболеваний, по которым разрабатываются клинические рекомендации.
Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, в том числе протоколы лечения пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи.
Перечень заболеваний, по которым разрабатываются клинические рекомендации, формируется исходя из следующих критериев:
- уровень распространенности заболевания, соответствующий 200 и более случаям заболевания на 100 тысяч населения;
- уровень распространенности заболевания детей первого года жизни, соответствующий 26 и более случаям на 1 тысячу детского населения, достигшего 1 года;
- уровень инвалидности, соответствующий распределению численности лиц, впервые признанных инвалидами по определенному заболеванию, обусловившему возникновение инвалидности, из расчета 1,1 и более случаев на 10 тысяч взрослого населения и 1,3 и более случаев на 10 тысяч детского населения;
- уровень смертности населения от заболеваний, соответствующий 24 и более случаям на 100 тысяч населения.
- признание заболевания социально значимым (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715);
- признание заболевания жизнеугрожающим и хроническим прогрессирующим редким (орфанным), приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403).
5. Приказ Минздрава России от 19.04.2019 № 236н «О внесении изменений в приложение № 5 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н». Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2019 № 54706.
Утверждены требования к оснащению воздушных судов скорой помощи, осуществляющих санитарно-авиационную эвакуацию.
Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В воздушных судах скорой медицинской помощи должно содержаться, в частности, следующее оборудование:
дефибриллятор-монитор;
электрокардиограф трехканальный с автоматическим режимом;
пульсоксиметр портативный транспортный в комплекте со взрослым и детским датчиками;
аппарат портативный управляемой и вспомогательной искусственной вентиляции легких для скорой медицинской помощи с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года;
комплект системы для ингаляции кислорода - маска и трубка (взрослый и детский), набор дыхательных контуров;
комплект фильтров для дыхательного контура одноразовый (детский и взрослый), встроенный или внешний волюметрический блок;
набор реанимационный для оказания скорой медицинской помощи и другое оборудование.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2019 № 8 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019 № 54764.
Уточнены требования, касающиеся ориентации окон учебных помещений в школах, а также перечень школьных помещений, где допускается отсутствие инсоляции.
Отменены положения, согласно которым:
- окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта;
- на северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни;
- ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
В перечень помещений школ, где допускается отсутствие инсоляции, включены обеденный зал и зона рекреации. Из него исключены кабинеты физики, химии, рисования и черчения.
7. Письмо ФАС России от 22.05.2019 № АК/42395/19 «О внесении изменений в отдельные положения Федерального закона «О рекламе»
ФАС России информирует о введении с 11 мая 2019 года запрета на распространения рекламы новых потенциально опасных психоактивных веществ.
С 01.05.2019 опубликован Федеральный закон от 01.05.2019 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе», вступивший в силу 11.05.2019, который вносит изменение в пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», устанавливающее запрет на размещение (распространение) рекламы новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Сообщается также, что с 01.05.2019 опубликован Федеральный закон от 01.05.2019 № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу 28.10.2019.
Этим законом для целей установления наличия либо отсутствия признаков нарушения запрета распространения рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (часть 10.2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»), конкретизирован способ определения границ стометровой зоны, прилегающей к территориям предназначенных для детей образовательных организаций, детских медицинских организаций, детских санаторно-курортных организаций и др. Внесенные изменения не меняют существа требований части 10.2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в действующей редакции, а подтверждают, что размещение (распространение) рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, на расстоянии менее чем сто метров от указанных учреждений не допускается.
8. Письмо Рособрнадзора от 16.05.2019 № 10-353 «О направлении графиков обработки экзаменационных работ и апелляций о несогласии с выставленными баллами основного и дополнительного (сентябрьского) этапов ГИА-9 в 2019 году»
Определены даты завершения обработки экзаменационных работ и рассмотрения апелляций по каждому экзамену основного и дополнительного этапов ГИА-9 в 2019 году.
В рамках основного этапа официальное объявление результатов ЕГЭ на региональном уровне по всем предметам завершится не позднее 9 июля, а утверждение результатов апелляции - не позднее 17 июля.
9. Информация ФНС России «О порядке предоставления социального налогового вычета за пожертвования»
Если уплаченные образовательному учреждению средства не являются пожертвованием, то социальный налоговый вычет по ним не предоставляется.
В ходе проверки инспекция установила, что налогоплательщик уплачивал детскому саду и лицею средства, используя при перечислении вид платежа «добровольные пожертвования». Однако фактически эти переводы пожертвованиями не являлись. Таким образом, гражданин оплачивал обучение своих детей.
Налогоплательщик не согласился с инспекцией, указав, что добровольно перечислял средства в помощь образовательным учреждениям.
Однако в банковских выписках о назначении платежей, предоставленных детским садом и лицеем, эти операции идентифицированы под кодом «прочие доходы», а не «безвозмездные перечисления». Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что перечисленные средства не являются безвозмездным пожертвованием, и решение инспекции является обоснованным.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Постановление Правительства Ивановской области от 23.05.2019 № 184-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ивановской области»
Внесены изменения в постановления Правительства Ивановской области от 22.06.2010 № 208-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках и Порядка предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий работников учреждений социальной сферы и иных учреждений в сельской местности и поселках», от 27.03.2012 № 101-п «Об утверждении Правил обращения за пособием на ребенка, его назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области и Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение пособия на ребенка», 27.03.2012 № 105-п «Об утверждении Правил обращения за денежными выплатами, их назначения, выплаты и организации доставки отдельным категориям граждан в Ивановской области» и др.
В рамках изменений, внесенных в Правила обращения за пособием на ребенка, его назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области, уточнен перечень документов, необходимых для назначения пособия. Дополнительно предусмотрено, что заявление и документы (сведения), необходимые для получения пособия, могут быть направлены в форме электронных документов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
1. Постановление Администрации г. Иванова от 24.05.2019 № 722 «Об организации отдыха и занятости детей города Иванова в 2019 году»
Стоимость путевки в загородный оздоровительный лагерь на 21 день установлена в размере не более 12500 руб., из расчета 10000 руб. - за счет средств городского бюджета, остальные средства - за счет родительской платы.
Утверждены расходы по организации питания в лагерях. Так, в загородных оздоровительных лагерях расходы предусмотрены в размере не менее 200 руб. в день на одного ребенка.
Определена продолжительность смены: в лагерях дневного пребывания, в том числе профильных лагерях, в период летних каникул - 21 день; в лагерях труда и отдыха на базе образовательных учреждений - 10 дней; в профильном лагере дневного пребывания спортивной направленности в период весенних и осенних каникул - 5 дней.
Приведен план распределения средств на организацию отдыха и занятости детей.