Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Надежда Болтенко: «Необходимо создать эффективную систему постинтернатного сопровождения детей-сирот»

14 октября 2024 года

199

В фокусе внимания - помощь подростку в трудной жизненной ситуации. Главной причиной, почему подростки оказываются в трудной жизненной ситуации, является семейное неблагополучие - алкоголизм, наркомания в семье, жестокое обращение, насилие в семье, низкая материальная обеспеченность. И ещё равнодушие взрослых.

Случай из моей практики. Подростку 17 лет, отца никогда не знал, мама умерла, когда ребёнку было 8 лет. Бабушка через два года отказалась от опекунства по состоянию здоровья. Подросток попал в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, в этом году сдал ОГЭ и получил аттестат за 9 класс.

А затем подростка без его согласия и вопреки его желанию определяют учиться в колледже и поселяют в общежитие. Подростку везде плохо и одиноко. Депрессия, страх, высказывания о суициде, многочисленные самовольные уходы.

Самим словом «самовольный» подчеркивается то, что ответственность за побег возлагается на самого ребенка. Справедливо ли это? Дети бегут из того места, где им плохо, где они не чувствуют себя в безопасности. А где же взрослые, которые могут и должны помочь?

Что стоит за «самовольным» уходом, и как мы, взрослые, можем наилучшим способом создать для ребенка здоровую эмоциональную среду, в которой он сможет полноценно развиваться и взрослеть?

Чтобы ответить на эти вопросы и помочь мальчику, я в оперативном порядке инициировала проведение совещания по вопросу защиты прав несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей. Совместно с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства, КДН, руководством колледжа мы выстроили индивидуальную систему мер помощи подростку.

Мальчика нашли, сейчас он в безопасности, живёт в общежитии, получает медицинскую и социально-психологическую помощь. Определим куратора, который мог бы стать для него добрым другом и наставником. Выберем специальность по душе. Ситуацию держу на моем личном контроле.

Почему же помощь подростку, оставшегося без попечения родителей, была оказана только после вмешательства Уполномоченного по правам ребёнка? Мы должны понимать, что вхождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно, представляя собой острейшую социальную проблему.

Считаю, что необходимо создать эффективную систему постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая их социально-психологическое сопровождение, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве.

Надежда Болтенко,
Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области