Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области предлагает повысить эффективность работы КДНиЗП.

30 июня 2019 года

103

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова предложила меры по совершенствованию структуры и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав России.

Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Черкасова предложила меры по совершенствованию структуры и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав России.

Действительно, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают важнейшее место в системе профилактической работы с несовершеннолетними. Их ежедневная деятельность направлена на формирование благоприятных  и безопасных условий ближайшего окружения каждого ребенка для его успешного социального взросления.

Как показывает практика, объединяя усилия ведомств в работе с семьями группы риска, комиссии являются голосом общества и механизмом государственного воздействия на социальное  неблагополучие. Благодаря многолетней работе комиссий тысячи молодых людей выработали гражданскую позицию, основанную на уважении и твердом исполнении Закона.

Принимая во внимание то, что состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (коллегиальность) предполагает наличие представителей всех заинтересованных ведомств, занимающихся защитой детей в той или иной степени, комиссия с ее позитивным историческим опытом является координирующим, совещательным органом в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Тем не менее, вопросы действенной, практической помощи  ребенку и семье остаются без должного внимания из-за отсутствия профессионально-штатного ресурса и функционала штата секретариата КДНиЗП. Деятельность комиссий, в основном, направлена на отправление административной юрисдикции.

По этой причине эффективность КДНиЗП, все же во многом зависит от непосредственной активности  ее основных членов на местах: председателя (как правило, заместитель  Губернатора региона, заместитель главы муниципального образования), и секретаря (как правило, одна штатная единица).

К сожалению, статус КДНиЗП не позволяет оперативно работать, в прямом смысле, с каждым ребенком и с семьей, т.к. для членов комиссии -это дополнительная нагрузка к их профессиональной деятельности. В итоге, работа сводится к реализации административной практики и совещательности.

Сегодняшние реалии требуют мобильности, точности работы с детьми и их родителями, поскольку существуют риски и угрозы, исходящие из социума ребенка: конфликты между сверстниками, родителями, сторонами образовательного  процесса, интернет-зависимость, досуговая невостребованность и т.п.

Тревожит количество тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и преступлений, где дети становятся жертвами.

Однако статус и функции КДНиЗП в том виде, в котором они определены в законодательстве, не позволяют опережающе реагировать на ситуации в подростковой среде, и принять возможные предупредительные меры по защите ребенка.

В этой связи представляется целесообразным принять комплекс мер на законодательном уровне по совершенствованию деятельности КДНиЗП.

В частности, для оптимизации деятельности комиссий необходимо, с одной стороны, повысить ответственность председателя комиссии, дав ему возможность сосредоточиться на выполнении непосредственных функций в сфере координации, профилактики (целесообразно освобождение его от выполнения иной работы).

С другой – усилить численно и качественно секретариат комиссии (мобильность, ведение каждодневной профилактической  работы, включая вопросы грамотной обработки документооборота, контроля за ситуацией в сфере детства).

Необходимо рассмотреть вопрос о выделении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в отдельное структурное подразделение органа местного самоуправления (например, отдел или управление) со своим штатом, регламентом работы, ориентированным, в первую очередь, на профилактическую работу с несовершеннолетними, их законными представителями и иными лицами. Административная функция по привлечению к установленной законом ответственности лиц должна стать последующим этапом работы с несовершеннолетним и его семьей.

С этой целью предложено внести изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995   комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней с учетом современных подходов и правовых требований по защите, реализации и обеспечению прав детей.

Изменения должны предусмотреть следующее. Расширение форм и методов по профилактической направленности работы комиссий, возможность принятия распорядительных и организационных решений, обязательных к исполнению всеми лицами этих правоотношений.

Предусмотреть нормативно введение  в штат секретариата КДНиЗП в обязательном порядке специалистов в области юриспруденции, педагогики, психологии. Таковые изменения необходимы для системной и постоянной работы с участниками правоотношений, а также для индивидуального подхода к каждой семье и ребенку, проживающих в конкретной территории.

Запретить использование представителей секретариата КДНиЗП  в иной работе, не свойственной деятельности  КДНиЗП.

Представляется, что штат секретариата КДНиЗП должен состоять из должностных лиц не менее  5 человек освобожденных специалистов, в том числе:

- специалист комиссии, выполняющий организационные функции комиссии, ответственный за взаимодействие между ведомствами, представители которых входят в ее состав, а также с общественностью и иными органами в вопросах профилактики;

- юрист  (лицо, обладающее правовыми навыками для принятия комиссией законных решений, выбора способов взаимодействия с правоохранительными органами, прокуратурой, судом в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних, при необходимости – участие в судах; контроль исполнения административных и уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних);

- педагог и психолог (лица, осуществляющие обоснованную, профессиональную диагностику ситуации в сфере защиты детства на территории, и способные мобильно выбрать и определить метод, способ разрешения детских либо семейных проблем) (по 2 единицы, разделив их деятельность на сферы жизнедеятельности детей);

- специалист, непосредственно занимающийся текущей работой комиссии по профилактике безнадзорности и семейного насилия, включая ведение банков учета детей и семей, разных категорий; контроль исполнения решений комиссии и т.п.

Необходимо разработать типовые методические рекомендации по ведению делопроизводства комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (учесть позитивный опыт регионов).

Внести изменения в Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», касающиеся:

- порядка организации единого персонифицированного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, определив функции служб системы профилактики по его формированию;

-определения единых критериев семейного неблагополучия, необходимых для учета неблагополучных семей всеми службами системы профилактики (на сегодняшний день подходы к учету таких семей у всех служб разные).

         Ирина Черкасова убеждена, что основным критерием оценки эффективности КДН и ЗП должны служить данные о фактической обстановке защищенности детей и семей с детьми в той или иной территории.

Фактическая обстановка должна оценивать по трем направлениям:

1. Анализ статистических данных о преступности несовершеннолетних с полной раскладкой по видам преступлений, категориям, лицам. Полный статистический анализ состояния реализации и обеспечения прав детей и семей с детьми во всех сферах их жизнеобеспечения (здоровье, образование, жилье, льготы, отдых, спорт и культура).

С этой целью для профильных министерств и ведомств должны быть утверждены на федеральном уровне соответствующие формы отчетности, с указанием обязательной передачи информации в КДН и ЗП и Уполномоченному по правам ребенка в регионе.

2. Статистические данные о мерах, предпринятых комиссией на основании анализа обстановки в территории по: координации действий в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;  устранению проблем, возникших у детского населения.

3. Фактические данные о достигнутых результатах проведенной работы.

Формы отчетности для КДН и ЗП также должны быть предусмотрены на федеральном уровне.

         По результатам статистической отчетности по этим направлениям (до вмешательства комиссии в ту или иную проблему, и после проведенной работы) оценку деятельности комиссий, возможно проводить по пятибалльной шкале. 

Дополнительно могут быть рассмотрены  предложения по возможному совершенствованию законодательства в указанной сфере:

Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев  право территориальных КДНиЗП  выходить  с ходатайством в органы полиции о розыске и установлении места нахождения скрывающегося родителя и ребенка, а также право обращения   в суд с заявлением об ограничении свободы передвижения  родителя,  укрывающего ребенка от встреч с другим родителем,  до окончательного исполнения судебного решения.

В данный период времени, комиссии по делам несовершеннолетних не могут использовать возможность ходатайств перед судом во всех жизненных ситуациях, когда и ребенку, и родителям необходимо оказать помощь в его перевоспитании (в случае утраты родительского авторитета и т.п.). Из-за формальных преград (не собран материал о состоянии здоровья, резолютивные документы следственного органа поступают позже  установленного срока и т.п.) процессуально КДНиЗП лишается этой возможности.

Закрепление такового права за КДНиЗП может быть возможным разрешением вопроса о нормализации поведения подростка с девиантным уклоном путем изменения среды его обитания и определения его под постоянный надзор.

Необходимо предусмотреть в ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» право КДНиЗП, созданных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, принимать решение о возможности исполнения функций опекуна (попечителя) лицу, имевшему судимость, если исполнение этих функций способствует защите прав и законных интересов ребенка.

Например, когда  у ребенка-сироты или у ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеется близкий родственник (бабушка, дедушка, дядя, тетя и т.д.), который ранее привлекался к уголовной ответственности, однако есть основания полагать, что указанное лицо не представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетнего, а наоборот, способствует взрослению ребенка.