Статьей 285.8 Кодекса административного судопроизводства РФ закреплено, что Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации вправе участвовать в рассмотрении дела и дать заключение по делу.
В 2024 году в Республике Калмыкия уменьшилось по сравнению с АППГ количество детей, прошедших воспитание в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей с 10 до 6. Уполномоченный по правам ребенка во всем административным искам принимает участие и дает свое заключение. В 2025 году Уполномоченным подготовлено два заключения. Помимо КАС РФ, Уполномоченный руководствуется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2024 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)", где подробно разъяснен этот порядок.
Помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел (далее – ЦВСНП, центр) осуществляется в целях обеспечения защиты его жизни или здоровья, прав и законных интересов, а также предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявления и устранения причин и условий, им способствующих (статья 1, пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Но, несмотря на данные обстоятельства, детским омбудсменом практически по всем делам даны отрицательные заключения, за исключением одного. Попытаюсь объяснить причины.
Во-первых, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее - учебное учреждение закрытого типа, учреждение) помещаются несовершеннолетние с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (часть 9 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункт 4 статьи 15 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Во-вторых, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, в учебное учреждение закрытого типа может применяться лишь при наличии предусмотренных законом оснований и в установленном законом порядке.
В-третьих, помещение несовершеннолетнего в такой центр или учреждение сопряжено с ограничением конституционных прав и свобод ребенка, в том числе права жить и воспитываться в семье, вместе с тем направлено на осуществление защиты его жизни, здоровья, создание возможностей и условий для его дальнейшего нормального физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития в целях обеспечения его наиболее благоприятных интересов, а равно на защиту других лиц от противоправных посягательств со стороны несовершеннолетнего (часть 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принцип 2 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года).
Из смысла п.п.4 ч.2 ст.22 Федерального закона от 24.06.199 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. Так, если подросток положительно характеризуется по месту учебы и проживания, зарегистрирован по месту жительства, хорошо учится в школе, проживает в семье, занимается спортом, посещает кружки, имеет хобби и т.д., то готовится заключение об отказе в помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП. Непродолжительное время профилактического учета и работы также, по моему мнению, является основанием для отказа в помещении в ЦВСНП.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Калмыкия от 01.04.2011 N 254-IV-З (ред. от 19.12.2023) "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Калмыкия" деятельность Уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.
О возбуждении производства по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, подготовке к судебному разбирательству и рассмотрении данных административных дел суд извещает лиц, участвующих в деле, их представителей, информирует уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный по правам ребенка) по правилам направления судебных извещений (глава 9, часть 2 статьи 285.8, часть 2 статьи 285.15 КАС РФ).
Соответствующие извещения должны быть доставлены (вручены) с таким расчетом, чтобы лицо имело достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд. Наряду с извещениями указанным лицам направляются копии административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, копии вынесенных определений, в том числе определения о принятии административного искового заявления к производству (о подготовке административного дела к судебному разбирательству).
Несовершеннолетний, в отношении которого подано административное исковое заявление, имеет право лично участвовать в судебном заседании и давать объяснения по административному делу (часть 7 статьи 285.9, часть 9 статьи 285.16 КАС РФ, статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации).
Для заслушивания объяснений несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет в судебное заседание вызывается педагогический работник. В отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет вопрос о привлечении к участию в процессе педагогического работника решается по усмотрению суда (часть 4 статьи 2, статья 48, часть 1 статьи 162 КАС РФ).
Суд вправе отстранить законного представителя от участия в административном деле, если считает, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего (часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть вторая статьи 428 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, недопустимо участие в административном деле в качестве законного представителя родителя, который совершил общественно опасное деяние в отношении несовершеннолетнего, совместно с несовершеннолетним.
Административные дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, рассматриваются с обязательным участием прокурора (часть 6 статьи 285.9, часть 8 статьи 285.16 КАС РФ).
- В случае необходимости суд может привлечь к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц орган опеки и попечительства (в частности, при наличии разногласий между законными представителями несовершеннолетнего либо между несовершеннолетним и его законными представителями, невыполнении законными представителями возложенных на них обязанностей, неизвестности места их нахождения, отстранении законного представителя от участия в административном деле), комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (при принятии такой комиссией решения в отношении несовершеннолетнего) (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 4 статьи 285.9 КАС РФ).
- Представление уполномоченным по правам ребенка в суд заключения, доказательств, заявление ходатайства, подача заявления об отводе или иного процессуального документа по административному делу либо явка уполномоченного по правам ребенка в судебное заседание по данному делу свидетельствуют о приобретении им статуса лица, участвующего в процессе для дачи заключения по административному делу, в том числе о возникновении у него права на получение копии решения суда и его обжалование (пункт 4 статьи 37, статья 45 КАС РФ).
- Заключение уполномоченного по правам ребенка по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, должно быть подписано им лично.
Вместе с тем действия, непосредственно не связанные с рассмотрением административного дела (например, получение судебных извещений, копий судебных актов, копирование материалов административного дела, подача в суд подписанных уполномоченным по правам ребенка документов), могут осуществляться лицами, имеющими выданную уполномоченным по правам ребенка доверенность на совершение данных действий, независимо от наличия у таких лиц статуса адвоката или высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности (часть 1.1 статьи 55 КАС РФ).
Наряду с уполномоченным по правам ребенка в судебном заседании по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, может участвовать представитель уполномоченного по правам ребенка, отвечающий требованиям, предусмотренным в статье 55 КАС РФ.
- При разрешении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, суду следует, в частности, исходить из необходимости защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие; оценивать поведение несовершеннолетнего после совершения правонарушения, поведение его родителей (законных представителей) и их готовность оказать содействие ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, отношения в семье, наличие отрицательного воздействия на несовершеннолетнего со стороны иных лиц; выяснять, осуществлялась ли в отношении несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей) индивидуальная профилактическая работа, и проверять ее полноту, достаточность и эффективность (часть 1 статьи 285.10, часть 1 статьи 285.17 КАС РФ).
Во всяком случае при рассмотрении указанных категорий административных дел вопрос благополучия несовершеннолетнего должен служить определяющим фактором.
В решении суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП, должен указываться конкретный центр временного содержания, в который помещается несовершеннолетний (статья 285.11 КАС РФ), а также конкретный срок содержания несовершеннолетнего в таком учреждении.