Недавно мне выпала честь выступить на семинаре для педагогов школ Борисовского района, посвященном развитию школьных служб примирения/медиации. Хочу поделиться ключевыми тезисами нашего профессионального разговора и поблагодарить Елену Ивановну Чухлебову, начальника управления образования администрации Борисовского района, за личный вклад в создание бесконфликтной образовательной среды в районе. Кто должен входить в состав службы? Успех службы примирения зависит от разнообразия и вовлеченности ее команды. Идеальный состав включает: - Педагогов, которые координируют работу, проводят саму процедуру; - Обученных учащихся-медиаторов; - Добровольцев из родительской общественности, но здесь вопрос не однозначный. Все ли конфликты должны рассматриваться службой? Нет, не все. Служба примирения – это инструмент восстановительного подхода, который фокусируется не на наказании, а на поиске совместного решения и заглаживании вреда. Какие конфликты идеальны для медиации: - Споры между учениками (ссоры, взаимные обиды, слухи). - Конфликты «ученик-учитель», где есть возможность для диалога. - Ситуации буллинга (травли) при согласии всех сторон участвовать в процессе. Когда медиация не применяется: - Если есть серьезные правонарушения, требующие официального разбирательства по закону; - Когда одна из сторон действует под давлением; - Если конфликт представляет угрозу жизни и здоровью детей. Какие нормативные документы регулируют работу службы? Для создания и работы ШСП/ШСМ необходима правовая база. В базовый пакет документов входят: - Приказ о создании службы медиации/примирения в образовательной организации; - Положение о школьной службе примирения/медиации – главный документ, описывающий цели, задачи и порядок работы; - Журнал регистрации случаев и учетные карточки; -Форма примирительного соглашения (договора). Как мотивировать специалистов на работу в Службе? 1. Поддержка и признание. 2. Обучение и обмен опытом. 3. Четкое понимание миссии. Важно донести, что медиатор не ищет виноватых, а помогает найти выход, который устроит всех. Это меняет сам подход к конфликту, превращая его из проблемы в возможность улучшить отношения. Школьная служба примирения/медиации – это не структурная единица, а философия, которая превращает школу в безопасное и комфортное пространство для всех. Благодарю коллег за живой отклик и конструктивный диалог!