Меню
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.

Итоги за месяц (октябрь 2025 г.)

10 ноября 2025 года

106

В течение октября 2025 года Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области и специалистами его Аппарата было принято 14 посетителей, обратившихся с различными вопросами, связанными с возможным нарушением прав и интересов детей. За месяц гражданам было дано 116 консультаций по телефону «горячей линии» и принято для рассмотрения и подготовки ответа 98 письменных обращений, 8 дел заведено на основании информации, размещённой в СМИ.

Специалистами Аппарата Уполномоченного осуществлено рассмотрение по 124 делам, в которых были усмотрены признаки нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних. В ходе их рассмотрения было сделано 67 запросов информации в различные организации и учреждения и обращений о принятии мер. Всего было установлено нарушений законодательства в 31 случае, по которым были приняты соответствующие меры реагирования. Кроме того, состоялось 10 выездных проверок.

Наиболее значимые события

1) В течение октября поступили 24 обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних на получение образования, в т.ч.: о переводе ребенка из одного образовательного учреждения в другое; об организации образовательного процесса для детей-инвалидов; о конфликтных ситуациях и т.д. По всем вопросам обратившимся были даны первичные правовые консультации и рекомендации по решению обозначенных проблем.

По 11-ти обращениям были организованы инспекционные проверки совместно с сотрудниками территориальных управлений образования и территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По итогам проверочных мероприятий в 3-х случаях информация о нарушении прав несовершеннолетних нашла своё подтверждение в части недостаточной организации профилактической работы с детьми, а также в разрезе урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. В связи с этим руководителям образовательных учреждений даны рекомендации по принятию ряда управленческих решений, направленных на соблюдение требований законодательства по защите прав несовершеннолетних. Кроме того, было рекомендовано привлекать специалистов-психологов Центра «Ладо», Центра «Диалог» и Центра медиации по урегулированию конфликтных ситуаций.

2) 2 октября специалист Аппарата Уполномоченного выступил экспертом в супервизии, проводимой АНО «Центр «Белый слон» при рассмотрении вопроса формы обучения ребёнка-инвалида в соответствии с требованиями законодательства. При рассмотрении заявки родителя специалистом Аппарата были предложены варианты обучения ребёнка с применением дистанционных технологий и индивидуального учебного плана. Кроме того, рекомендовано рассмотреть вопрос сопровождения ребёнка в течение учебного дня ассистентом для оказания ему технической помощи при нарушении способности к самообслуживанию, передвижению, ориентированию и общению.

3) 3, 6 и 9 октября специалисты Аппарата Уполномоченного в составе экспертной группы приняли участие в проведении оценки соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на территории Верх-Исетского, Октябрьского и Чкаловского районов города Екатеринбурга, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481-ПП.

Проведение мероприятий по комплексной оценке организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на соответствие требованиям обозначенного постановления Правительства Российской Федерации инициировано Министерством просвещения Российской Федерации и направлено на совершенствование деятельности этих учреждений.

В ходе мониторинга члены экспертной комиссии оценили условия проживания детей в учреждениях на предмет их приближенности к домашним. Для обратной связи были организованы встречи и фокус-группы с детьми, их родственниками и кандидатами в опекуны. Эти меры позволили получить объективное представление о реальных потребностях и пожеланиях, как детей, так и их родственников и кандидатов в опекуны, что в дальнейшем будет способствовать совершенствованию работы детских организаций. При этом дети поделились своим мнением об условиях проживания, уровне удовлетворенности образовательными и досуговыми программами, а также высказались по ключевому для них вопросу — жизнеустройству. Главной целью мониторинга было выяснение мнения детей о жизни в учреждениях, определение направлений для улучшений и определения путей их реализации.

4) 8 октября специалистом Аппарата Уполномоченного принято участие в заседании Общественной палаты Свердловской области, где обсуждался вопрос общественного контроля школьного питания. В рамках заседания родительской общественностью был представлен опыт взаимодействия законных представителей и администрации Лицея № 88 г. Екатеринбурга. В ходе обсуждения специалистами Аппарата были подняты проблемы организации горячего питания для отдельных льготных категорий обучающихся.

5) 14, 15, 21 и 22 октября специалисты Аппарата Уполномоченного приняли участие в работе четырёх межведомственных консилиумов, созданных при управлениях социальной политики № 24, № 25 и № 27 по оценке обоснованности помещения и пребывания несовершеннолетних в организациях социального обслуживания и медицинских организациях. Межведомственные консилиумы по оценке обоснованности помещения и пребывания несовершеннолетних в организациях социального обслуживания и медицинских организациях, были созданы в рамках реализации специального проекта Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка «Вызов» стратегической программы «Дети в семье».

В работе межведомственных консилиумов приняли участие представители управлений социальной политики, организаций социального обслуживания населения, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов прокуратуры, местного самоуправления и некоммерческих организаций.

По итогам серии консилиумов была проанализирована работа с семьями, воспитывающими более 60 детей. В рамках рассмотрения были утверждены планы поддержки, а также намечен комплекс дополнительных мероприятий.

В результате организованной индивидуальной работы в октябре было принято решение о возвращении 9 несовершеннолетних из государственных учреждений в родные семьи.

Этим родителям удалось пройти непростой путь: они справились с трудностями, прошли реабилитацию и изменили свою жизнь, чтобы вернуть детей домой. В этом им помогли совместные усилия управлений социальной политики, социальных служб и некоммерческих организаций.

6) 17 и 18 октября специалисты Аппарата Уполномоченного приняли участие во Второй Всероссийской научно-практической конференции «Медиация – особый подход в сохранении семьи: опыт регионов». Организатор мероприятия – АНО «Уральский центр медиации» – пригласил представителей исполнительных органов государственной власти, судейского сообщества, адвокатов, психологов и медиаторов.

В рамках конференции участники, в т.ч. из других регионов страны, обсудили роль семьи на современном этапе, значение и место медиации для решения проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, а также новые компетенции специалистов, работающих с семьёй на всех этапах её развития. Сотрудники Аппарата Уполномоченного отметили важность работы секций и дискуссионных площадок по вопросам взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания, а также процессуальные особенности разрешения семейно-правовых споров.

7) 31 октября специалист Аппарата Уполномоченного принял участие в заседании межведомственного совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Горнозаводского управленческого округа Свердловской области. Основной темой обсуждения стало военно-патриотическое воспитание как эффективное направление профилактики противоправного поведения подростков. Специалистом Аппарата Уполномоченного были озвучены результаты комплексных выездов (в течение текущего года) в муниципалитеты Горнозаводского округа, отметив наличие ряда проблем в сфере профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, а также даны рекомендации по созданию эффективной системы профилактики подростковой преступности через вовлечение несовершеннолетних в социально-значимую деятельность и патриотическое воспитание.