26 августа 2025 года в пермской школе «Флагман» в рамках августовских совещаний прошло мероприятие для педагогов по теме «Позитивная социализация шаг за шагом». В работе площадки приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Светлана Денисова.
Светлана Анатольевна выступила с докладом на актуальную тему: «Правовое положение несовершеннолетних иностранных граждан в Российской Федерации и обеспечение их права на образование».
В своем выступлении детский омбудсмен акцентировала внимание на том, что Российская Федерация, как участник Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирует равные права всем детям, независимо от их гражданства. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, которая запрещает дискриминацию и гарантирует каждому право на общедоступное и бесплатное образование.
Были подробно освещены ключевые федеральные законы, регулирующие данную сферу:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который с 1 апреля 2025 года предусматривает прием иностранных граждан на обучение при условии подтверждения законности их нахождения в России и успешного прохождения тестирования по русскому языку.
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», обеспечивающий дополнительные меры защиты.
Особое внимание в докладе было уделено региональным мерам поддержки детей-мигрантов в Пермском крае. Светлана Денисова рассказала о работе Регионального ресурсного центра по адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан, созданного на базе школы «Флагман». Центр оказывает консультационную и методическую помощь педагогам всего края, распространяет лучшие практики работы.
В заключение Светлана Денисова подчеркнула, что система образования Российской Федерации стремится к интеграции детей-мигрантов, а педагоги играют в этом процессе ключевую роль. От их компетентности и чуткости напрямую зависит успешность включения таких детей в образовательный процесс и их позитивная социализация.
Выступление Уполномоченного вызвало живой интерес у аудитории и способствовало повышению правовой грамотности педагогов в вопросах работы с несовершеннолетними иностранными гражданами.